Портал Quartz предлагает поразмышлять о будущем Nokia. Перспективы компании видятся журналистам незавидными — всё указывает на то, что ставка финского концерна на Windows Phone себя не оправдала


Стивен Элоп
Стивен Элоп

Второй по величине производитель мобильных телефонов в мире рискует потерять всё: компания может быть продана за бросовую цену конкурентам из Lenovo, Huawei или партнерам из Microsoft.

«Всё менее вероятным выглядит то, что Nokia удастся избежать подобной судьбы, так как два из четырех направлений её бизнеса находятся под угрозой».

Что имеется в виду?

1. Nokia стала самым крупным производителем смартфонов, работающих на операционной системе Windows Phone. Но в целом эксперимент с Microsoft видится неудачным. Рыночная доля Windows Phone 8 — новейшей ОС смартфонов производителя — еще в июне была ниже присутствия на рынке «старых» Windows Phone 7-устройств [49,4% у WP8 против 50,6% у WP7, данные AdDuplex]. CEO Huawei и вовсе назвал Windows Phone «слабой» операционной системой.

2. «Псевдо-смартфоны» Nokia для рынков развивающихся стран (к примеру, Asha-телефоны в Индии) уступают недорогим конкурентам на Android. Рыночная доля Symbian-устройств в Индии ещё полгода назад составляла 17,4% против 56,4% у Android. C тех пор доля Android только росла.

3. Nokia продает большое число обычных сотовых телефонов («feature phone», «звонилка»), но доход от них невелик. Nokia может продать телефон за 20 долларов — столько стоит Nokia 105. Себестоимость устройства — 14 долларов 20 центов. Остается $5,80 — но денег стоит и программное обеспечение, и лицензия, и маркетинг, и дистрибуция. Итоговую прибыль вряд ли можно назвать большой.

4. Единственное (потенциально) светлое пятно на этом фоне — покупка Nokia доли Siemens в совместном предприятии Nokia Siemens Networks. Стоимость сделки составляет 1.7 млрд евро, что отражает «здоровье» главного бизнеса Nokia.

Возможных вариантов действий у Nokia немного: продать свой бизнес про производству смартфонов и/или обычных мобильных телефонов и переориентироваться на обслуживание корпоративных клиентов или… сдаться?

«До тех пор, пока покупатели чудесным образом не придут в восторг от Windows Phone, ставка Nokia на пользователей развивающихся рынков, которые покупали бы недорогие девайсы Nokia, а затем делали «апгрейд» вплоть до приобретения Windows — смартфона, не имеет никакого смысла, главным образом потому, что все платформы Nokia, от наиболее дешевых до самых дорогих, работают на совершенно разных операционных системах. Кроме бренда Nokia между ними практически нет преемственности. Иными словами, «Плана Б» нет».

По материалам Quartz

Система Orphus