О том, что Xbox One (равно как и PlayStation 4) получит «компьютерную» x86-архитектуру, стало известно еще в 2012 году. Спустя четыре года Microsoft сделала второй шаг: на днях представители компании рассказали о желании сделать из приставки своеобразный «гибрид» персонального компьютера. Зачем?


Пользователи Xbox One в среднем приносят игровым студиям больше денег, чем владельцы Playstation 4

Начнем с «железа». И Xbox One, и PS4 получили SoC-чип AMD Jaguar — 8-ядерный процессор, GCN-графика и 8 ГБ RAM. Эта конфигурация никого не впечатляла даже в 2012-м — ядра не блистали ни скоростью, ни частотой, а графика… сегодня такие видеокарты ставят в ПК, чьи владельцы играть «по-крупному» не собираются. Xbox One использует всего 12 из 20 модульных блоков CU встроенной видеокарты, что равно 768 потоковым процессорам, PS4 — 18 из 20 блоков (1 152 потоковых процессора). Для сравнения, топовая видеокарта для игровых компьютеров — AMD Radeon R9 Fury X — предлагает своему покупателю 4 096 (!) потоковых процессоров. Это почти в 3,5 больше, чем у новейшей приставки Sony и в 4 раза больше, чем у консоли Microsoft последнего поколения. Да уж…

xbox-jaguar

Иными словами, к сегодняшнему дню обе консоли устарели и морально, и технически. Сегодня топовые игры для Xbox One и PS4 порой уже не работают в разрешении 1080р и на 60 fps. То ли дело ПК — там уже есть разрешение UltraHD (в 4 раза выше, чем у Full HD), ожидается, что в 2016 году производители видеокарт выпустят качественную графику для него. Ещё есть растущее направление VR — там вычислительной мощи тоже надо очень много. Вывод очевиден — из приставок нужно делать компьютеры.

«Поставь Windows 10!»

Rise of the Tomb Raider — игра 2015 года, с выходом которой планы Microsoft на консольном направлении обозначились яснее. Сперва новинка, конечно, вышла только для Xbox One — но в компании сразу рассказали, что версия для ПК появится уже очень скоро. То же самое случилось и с Xbox-эксклюзивом Quantum Break — Microsoft объявила, что игра выйдет в том числе и для ПК. Для ПК с Windows 10 — так как она сделана под DirectX 12. Такие же требования предъявляются и к покупателям Forza Motorsport 6 Apex. «Месседж» очевиден — хочешь играть в классные игры? Обновляйся до «десятки»!

Апгрейд

xbox-windows 10

На недавней пресс-конференции Microsoft глава подразделения Xbox Фил Спенсер рассказал о планах по созданию единого интерфейса для Xbox и Windows-ПК. Для этого и там, и там должна появиться поддержка универсальных приложений Windows (Universal Windows Applications или UWA). Всё остальное уже сделано — технически Xbox One и компьютер ничем не отличаются друг от друга.

На единой платформе пользователей ждет полная кросс-платформенность. Это означает, что на Xbox, к примеру, можно будет запустить игру или программу, изначально написанную под смартфон или планшет на Windows 10.

Microsoft также планирует отказаться и от другого «столпа» Xbox One — неизменной технической конфигурации. Да-да, вы поняли правильно — в будущем Xbox можно будет «апгрейдить» как самый обычный ПК! Пока не совсем ясно, как именно это будет сделано. У Microsoft есть два варианта — сделать референсную приставку с возможностью добавлять официально одобренное «железо» или выпустить несколько вариантов Xbox нового поколению (например, бюджетный, среднего уровня и топовый), а затем каждые год-два обновлять их «начинку».

На первый взгляд, многообразие технических характеристик таит в себе опасность — раз единой конфигурации больше не будет, упадет качество продукта (т.е. игр). Но оптимизация, как уже отмечалось выше, и сегодня не на высоте, не проработанные до конца игры для приставок Microsoft и Sony выходят уже сейчас. Кардинального ухудшения ситуации в новых условиях тоже, скорее всего, не будет.

«Сыграет» или нет?

xbox-one-1024x455

На самом деле, сомнения есть. Консоли как раз и любят за принцип «it just works» («это просто работает») — в них ничего не надо «апгрейдить», разбираться в тонкостях настройки графики. Всё уже сделано за вас — просто играйте. Через 7 лет вы спокойно продадите морально и технически устаревшую консоль, купите новую, и всё начнется сначала. Microsoft же предложит нам приставку, чей жизненный срок аналогичен тому, который есть у смартфона. Что же, менять каждые год-два ещё и консоль?! Наверняка найдутся люди, которые скажут: «Нет, ребята, это уже перебор». И что-то подсказывает, что таких людей будет много, куда больше, чем хотелось бы предприимчивым парням из Редмонда.

Есть и проблемы технического свойства. Оптимизация игр на разном «железе» как минимум поначалу наверняка будет серьезно хромать. Активно навязываемый Microsoft DirectX 12 тоже пока не радует — к примеру, созданная под него Gears of War: Ultimate Edition для ПК подтормаживает даже на сверхмощных игровых компьютерах, хотя производитель делает упор на то, что «игра специально создана для того, чтобы показать вам новейшие возможности ПК».

А эксклюзивы? Консоли тем и хороши, что для них есть игры, которых больше нигде нет и не будет. А если вчерашний эксклюзив появится и для компьютера… зачем тогда вообще нужны консоли?!

Одним словом, будущее «гибридного» Xbox с телом консоли и начинкой ПК выглядит неоднозначным. Шансы на то, что Microsoft опередит Sony или окончательно проиграет «битву консолей», примерно равны. Кто окажется прав — «традиционалисты» из Японии или «новаторы» из США? Время покажет.

Статьи на тему:

Система Orphus