Компании IDC, Gartner, а также российские торговые сети подсчитали продажи компьютеров и планшетов в первом квартале. Результаты оказались плачевными (правда, с одной небольшой оговоркой).
Компания «Мегафон» оказалась единственной, кто на фоне падающего рынка планшетов добился роста продаж в этой категории. В сравнении с первым кварталом прошлого года рост составил восемьдесят пять процентов, причём основным драйвером продаж стали планшеты стоимостью до пяти тысяч рублей. Они составили семьдесят процентов от общего числа проданных планшетных устройств, и примерно треть из них пришлась на планшеты низшей ценовой категории (до двух тысяч рублей). «Мегафон» связывает рост продаж с проведением стимулирующих акций (когда планшет продаётся с большой скидкой, но к нему в нагрузку навязывается дорогой тарифный план с условно безлимитным интернетом). Кроме того, «Мегафон» говорит, что планшеты очень хорошо продаются накануне различных праздников («Новый год» и гендерные вроде «Восьмого марта» и «Двадцать третьего февраля»), в конце весны перед отпускным периодом и в конце лета перед первым сентября. При этом «Мегафон» посчитал, что в среднем российский рынок планшетов в первом квартале этого года по отношению к первому кварталу прошлого года просел на 20-35 процентов.
С последней оценкой согласны в «Евросети». Аналитики этой компании оценивают штучное падение продаж планшетов в двадцать восемь процентов (до 1,2 миллиона устройств), а денежное — в двадцать три процента (с четырнадцати до одиннадцати миллиардов рублей). По данным «Евросети», в целом на российском рынке продажи планшетов из низкобюджетной категории (до пяти тысяч рублей) упали ещё сильнее — на тридцать шесть процентов в штучном выражении (до четырёхсот тысяч устройств) и на тридцать семь процентов в денежном (с 2,3 миллиарда до 1,4 миллиарда рублей).
В первом квартале этого года в России, по предварительной оценке МТС, было продано 1,1 миллиона планшетов, что на девятнадцать процентов меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В денежном выражении российский рынок планшетов просел ещё более значительно — на двадцать процентов до 10,4 миллиарда рублей. Доля низкобюджетных устройств на этом рынке сократилась с сорока пяти процентов до сорока одного процента. Аналитики МТС связывают это с ростом закупочных цен из-за ослабления курса рубля и, как следствие, повышением розничных цен и перехода некоторых дешёвых устройств в категорию более дорогих (свыше пяти тысяч рублей). Выручка российских продавцов от продажи планшетов, по подсчётам МТС, упала почти вдвое (на сорок шесть процентов), а продажи в штучном выражении сократились на сорок два процента.
По словам МТС, пик спроса на планшеты пришёлся в России на четвёртый квартал 2014 года, когда из-за лавинообразного падения рубля люди закупались электроникой впрок, пытаясь таким образом сохранить свои сбережения (техника тогда ещё не подорожала, в отличие от доллара, евро и других сильных валют).
Сейчас, по словам аналитиков МТС, спрос на фаблеты (смартфоны с большими экранами) вдвое превышает спрос на планшеты. «Сами планшеты замещают более функциональными фаблетами, которые используют для просмотра мультмедиа-контента, чтения книг, игр, интернет-сёрфинга, покупая в едином тарифе и интернет, и пакеты для голосовой связи», — говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Он также отметил, что продажи низкобюджетных планшетов растут в начале учебного года приблизительно на пятьдесят процентов, а в мае и июне перед отпусками — на тридцать пять процентов.
В остальном мире продажи компьютеров и планшетов тоже снижаются, хотя и не так стремительно, как в России.
Как подсчитала компания IDC, в первом квартале этого года во всём мире было продано шестьдесят с половиной миллионов компьютеров и ноутбуков, что на одиннадцать с половиной процентов меньше, чем в аналогичном квартале годом ранее. Падение продаж показали все топовые производители: Lenovo (-8,5%), HP (-10,8%), Dell (-2,0%), Apple (-2,1%), Asus (-8,3%). Многие аналитики связывают это падение с выпуском Windows 10 — новая операционная система Microsoft якобы оказалась настолько удачной, что вдохнула новую жизнь в старые компьютеры, ноутбуки и планшеты, что пользователи (в том числе из корпоративного сегмента, закупающие компьютеры тысячами штук) посчитали нецелесообразным приобретать новые устройства.
У компании Gartner немного другие данные. По её подсчётам, падение общемирового рынка компьютеров составило 9,6 процента, а компании Asus и Apple даже показали некоторый рост: полтора процента и один процент соответственно. Всего за прошедший квартал было продано 64,78 миллиона компьютеров (в аналогичный период прошлого года — 71,69 миллиона).
Разница в подсчетах IDC и Gartner объясняется тем, что последняя компания причисляет к компьютерам гибридные устройства — планшеты с присоединяющимися клавиатурами.