dropbox
dropbox

Тяжёлые времена настали для Dropbox, бесплатного (до двух гигабайт, с опцией платного увеличения объёма) сервиса, обещающего простое хранение и синхронизацию ваших файлов. 19 июня стало известно, что в системе аутентификации Dropbox появился баг, позволяющий заходить в аккаунты пользователей с использованием любого пароля.

Затем Dropbox изменил «Условия обслуживания», которые теперь, мягко говоря, стали не очень привлекательны. В блоге компании с сообщением этой новости моментально появилось несколько тысяч возмущённых комментариев, а такие известные пользователи, как Дэйв Уинер и Эд Ботт ушли с сервиса, написав об этом в своих блогах.

Вот цитата из изменений «Условий обслуживания», вызвавшая такую панику:


Закачивая файлы в Сервис, вы предоставляете нам (и тем, с кем мы сотрудничаем над предоставлением Сервиса) международное, неэксклюзивное, сублицензиарное право использовать, распространять, переводить, конвертировать, исполнять или отображать публично эти файлы без авторских отчислений для целей, необходимых Сервису в разумных пределах. Эта лицензия всего лишь позволяет нам технически администрировать, отображать и работать над Сервисом. Вы должны убедиться, что у вас есть право предоставлять нам такое разрешение.

Dropbox уверяет, что это безопасно и необходимо и снова обновляет «Условия обслуживания», разъясняя:

Нам не принадлежат ваши файлы. Вы предоставляете нам очень ограниченную лицензию. Она нужна лишь для того, чтобы мы могли работать над Сервисом. Ничего более.

Очень важно, чтобы вы поняли, в чём заключается лицензия. Согласно неё вы даёте нам возможность обслуживать Сервис, создавать публичные ссылки по вашему требованию, можете работать с коллегами в общих папках, создавать предварительный просмотр и миниатюры файлов, шифровать файлы, создавать резервные копии… то есть основополагающие вещи, благодаря которым пользоваться Dropbox так безопасно и просто. Сервисы вроде Google Docs и прочие для получения разрешений делают то же самое (см., к примеру, раздел 11.1 «Условий обслуживания сайтов Google»).

И в самом деле, у Google написано почти то же самое:

11.1 За вами сохраняются авторские и любые иные права в отношении Содержания, которое вы отправили, разместили или показали с помощью Службы. Отправляя, размещая или показывая Содержание, вы предоставляете компании Google международную безвозмездную и неисключительную лицензию на воспроизведение, адаптацию, изменение, перевод, публикацию, публичный показ, трансляцию и распространение любого Содержания, которое вы отправили, разместили или показали в Службе или с ее помощью с единственной целью – позволить Google предоставить вам доступ к Службе в соответствии с политикой конфиденциальности.

Но все ли сервисы такие? К счастью, сервис Microsoft SkyDrive иначе смотрит на вещи:

Вы сами контролируете, кто имеет доступ к вашему контенту. Если вы выложите контент в публичном разделе сервиса или в разделах для выбранных вами пользователей, то вы соглашаетесь, что любой, с кем вы поделились контентом сервиса, может использовать этот контент. Когда вы даёте другим доступ к контенту сервиса, вы предоставляете им бесплатное, неэксклюзивное разрешение использовать, воспроизводить, распространять, отображать, передавать и публиковать контент исключительно во взаимосвязи с сервисом и прочими продуктами и сервисами компании Microsoft. Если вы не хотите, чтобы другие обладали этими правами, не делайте свой контент в сервисе доступным для них.

Вы понимаете, что компании Microsoft может понадобиться, а поэтому предоставляете право использовать, модифицировать, адаптировать, репродуцировать, распространять и отображать контент, размещённый в сервисе, исключительно с целью предоставления сервиса.

Как видите, условия несколько различаются. Dropbox и Google присваивают себе ваши файлы, требуя «международное, неэксклюзивное, сублицензиарное право использовать, распространять, переводить, конвертировать, исполнять или отображать публично эти файлы без авторских отчислений» (Dropbox) или «международную безвозмездную и неисключительную лицензию» (Google), в то время как Microsoft фокусируется на правах, которые вы передаёте каждому, с кем делитесь контентом, а не на правах Microsoft.

Компания Microsoft тоже требует себе права, но они не «бессрочные» и не «сублицензиарные». Компания разъясняет:

Вы понимаете, что компании Microsoft может понадобиться, а поэтому предоставляете право использовать, модифицировать, адаптировать, репродуцировать, распространять и отображать контент, размещённый в сервисе, исключительно с целью предоставления сервиса.

У Dropbox имеются возможности, которые ждут от SkyDrive и Live Mesh – простой способ синхронизации и сохранения резервных копий файлов. Скорее всего, не стоит придираться к условиям использования, ведь Dropbox нужно как-то юридически декларировать работу с вашими файлами. Но всё равно, очень интересно и немного грустно, что Dropbox выбрал модель Google, а не Microsoft, и позиции таких людей, как Эд Ботт и Дэйв Уинер вполне объяснимы.

Система Orphus