По сведениям ТАСС, Роскомнадзор провёл очередное совещание, посвящённое идее регулирования работы интернет-мессенджеров на территории Российской Федерации. По результатам этого совещания Роскомнадзор решил в январе следующего года направить в Минкомсвязь предложения по регулированию работы этих приложений в сетях операторов сотовой связи и провайдеров проводного и беспроводного интернета.


Администрация Skype объяснила недавние сбои и попросила прощения у пользователей

Глава Роскомнадзора Александр Жаров отметил, что речь не идёт о запрете работы мессенджеров в России, а все предложения будут касаться выполнения тех же требований, что предъявляются к сотовым операторам, инфраструктуру которых используют подобные сервисы. Во словам Жарова, ведомство намерено предложить сделать обязательным для мессенджеров заключение договоров со всеми операторами, с сетями которых они работают и обязать их фильтровать спамерские сообщения с помощью специально разработанных механизмов. В частности Жаров заявил:

«В связи с тем, что мессенджеры работают на сетях операторов связи и по сути дела оказывают связные услуги, то вполне логично, чтобы они соблюдали те же ограничения и принципы, которые соблюдают операторы связи. Прежде всего, речь идет о запрете массовых рассылок. Мы предлагаем также сделать обязательным для мессенджеров заключения договоров со всеми операторами связи.»

В настоящее время в России зарегистрировано пять крупных операторов сотовой связи (МТС, Билайн, Мегафон, Tele2, Yota), несколько десятков мелких операторов и около 7200 провайдеров широкополосного интернета. Если Роскомнадзор обяжет владельцев мессенджеров заключать договор с каждым из них, это займёт очень много времени.

Со слов Жарова следует, что если от договора с мессенджером откажется хотя бы кто-нибудь либо мессенджер не заключит договор с кем бы то ни было по своей инициативе (к примеру, не будет знать о существовании какого-нибудь оператора или провайдера), его работу в своих сетях будут обязаны заблокировать все. В некоторых случаях такие условия сделают невозможным работу определенных мессенджеров (например, таких, которые доступны эксклюзивно у конкретного оператора или провайдера) — то есть партнёрство между несколькими компаниями в обход всех остальных станет невозможным.

Роскомнадзор также собирается предложить Минкомсвязи вменить в обязанность мессенджерам фильтрацию сообщений на уровне госорганов. Ведомства будут решать, сообщения с каким содержанием не должны передаваться от одного пользователя к другому. По мнению Роскомнадзора, это поможет в борьбе со спамом, но на деле такая фильтрация может использоваться для других целей — например, для сдерживания распространения информации о каком-либо событии или конкретном человеке.

В том случае, если Роскомнадзор не станет обязывать мессенджеры заключать договоры с многочисленными провайдерами интернета и ограничится лишь крупными операторами, получится, что ведомство не возражает против передачи спама по сетям Wi-Fi и проводам, хотя и противится таким сообщениям, проходящим через сотовые сети.

В настоящее время интернет-мессенджеры попадают под частичное регулирование российскими властями. К примеру, согласно распоряжения премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, они обязаны устанавливать прослушку и перехват сообщений после обоснованного требования ФСБ. За отказ в этом требовании силовиков мессенджеры могут блокироваться (на деле ни одна из этих программ на территории России ещё не была заблокирована).

Идею по регулированию или запрету мессенджеров появляются в России довольно регулярно. Так в 2013 году МТС предложили российским властяи обязать Skype и подобных ему «операторов связи» получать лицензию на оказание услуг, и это требование было поддержано другими операторами сотовой связи. В 2012 году «Билайн» хотел бороться с мессенджерами приоретизацией мобильного трафика, при которой сообщения доставлялись бы в последнюю очередь и с ошибками в передаче. Ещё раньше, в 2010 году «Билайн» пытался вынести обсуждение работы Skype в России на обсуждение Совета Федерации. Нелюбовь операторов к мессенджерам вполне объяснима: люди предпочитают бесплатные или более дешёвые звонки и обмен сообщениями. В ценовой войне операторы проигрывают мессенджерам, поэтому пытаются задавить их законодательной регуляцией. Операторы не поменяли своё мнение и по сей день: в июле этого года президент «Мегафона» Иван Таврин выразил уверенность в том, что сейчас зарубежные сервисы для обмена сообщениями работают в серой зоне и их деятельность необходимо отрегулировать.

Сложность в том, что почти все мессенджеры работают по-разному (на собственной проприетарной платформе), поэтому их, в отличие от сайтов, намного сложнее контролировать. Мессенджеры трудно заблокировать по IP, и в большинстве из них сообщения передаются по зашифрованным каналам, поэтому их невозможно перехватить, проанализировать и заблокировать по списку из «стоп-слов». Блокировка возможна только в том случае, если российским властям будут предоставлены ключи для расшифровки сообщений или сообщения будут анализироваться непосредственно на пользовательских устройствах. В любом случае разработчикам придётся вносить изменения в работу мессенджеров специально под требования российских регуляторов. Это затратно, поэтому многие из них предпочтут просто покинуть российский рынок.

На прошедшем несколько дней назад заседании Роскомнадзора говорилось, что обсуждение требований к мессенджерам носит лишь теоретический характер. Это не подготовка законопроекта, а выработка рекомендаций, которые могут использоваться Минкомсвязью для разработки законов, по которым мессенджеры будут работать в России в дальнейшем. Прав законодательной инициативы Роскомнадзор не имеет, поэтому неизвестно, какие из его идей будут реализованы, а какие нет.

Система Orphus