О выходе новой мобильной операционной системы было объявлено на выставке Mobile World Congress в Барселоне 15 февраля 2010 года. Windows Mobile 7 — это попытка Microsoft удержаться на рынке мобильных платформ после постепенного, продолжавшегося на протяжении последних нескольких лет, угасания серии Windows Mobile 6.X. Немногие знают, что разработка WM7 началась еще в 2004 году, тогда система носила название Windows Mobile 7 и кодовое имя Photon. Однако из-за некоторых неудачных решений Microsoft (например, запуск смартфонов Kin) разработку платформы было решено приостановить. Осенью 2008 года компания свернула все работы, а затем начала разработку WM7 с нуля. Новая команда была набрана из специалистов Zune и Windows Media Center.
В основе WM7 лежит ядро Windows CE 6.X, специально доработанное и дополненное интерфейсом Metro. Одним из самых крупных отличий WM7 от Windows Mobile является то, что теперь операционная система может в полной мере использовать все преимущества архитектуры процессоров ARM v7. Кроме того, графический интерфейс новой платформы работает на Direct3D Mobile и использует аппаратное ускорение. Первое, что вы заметите, взяв в руки смартфон на WM7, — скорость и плавность работы интерфейса, даже по сравнению с Apple iOS (которая основана на OpenGL ES и также использует аппаратное ускорение).
Чтобы добиться качественной работы платформы, Microsoft решила установить высокие аппаратные требования, которыми должны руководствоваться все производители WM7 смартфонов. Одно из наиболее значимых решений — разработка всей платформы на одном кристалле. В телефоны на базе Windows Mobile 7 устанавливаются чипсеты Qualcomm QSD8250 с интегрированным графическим чипом Adreno 200. В отличие от Windows Mobile в прошлом и Android сейчас, Microsoft разрабатывает и тестирует свою операционную систему под одну единственную архитектуру, это позволяет оптимизировать платформу под конкретное оборудование. Следствием этого является минимизация риска ее неработоспособности на каждом конкретном устройстве. Проще говоря, WM7 — это смесь подходов платформ Android, разрешающей многие архитектуры, и iOS, жестко привязанной к одному единственному виду устройств.
Так называемое «шасси» или спецификация включает в себя минимальные требования ко всем WM7 устройствам:
поддержка как минимум четырех одновременных точек касания;
все смартфоны должны быть оборудованы A-GPS, акселерометром, компасом, датчиками света и близости;
наличие 5-мегапиксельной камера со вспышкой;
256 Мб оперативной памяти, 8 Гб внутренней памяти;
графическое ядро должно поддерживать ускорение DirectX 9;
процессор ARM v7 Cortex/Scorpion;
наличие трех аппаратных кнопок: назад, старт, поиск.
Интерфейс WM7 полностью построен на ресурсах ядра Adreno 200, в котором частота обновления экрана составляет 60 кадров в секунду. Именно поэтому платформа работает быстро и плавно. Еще один момент, на котором настояла Microsoft — это сертификация инженерами компании всех аппаратных компонентов. Производители обязаны обеспечить проведение этой процедуры до установки драйверов на своих устройствах. Процессор Scorpion, входящий в чипсет Snapdragon, является модифицированным вариантом ARM Cortex-A8. Ни Android, ни Windows Mobile никогда не использовали его возможности полностью. Было бы неплохо, если бы Microsoft действительно решила использовать все преимущества удлиненного FP-конвейера и 128-битной технологии SIMD этого процессора (по сравнению с 64-битной на чипе Cortex-A8). На самом деле, Qualcomm Scorpion с технологией NEON и расширением для операций с плавающей точкой VFPv3 (также известным как VeNum) ближе к Cortex-A9, чем к предыдущему поколению A8.
Первая версия Windows Mobile 7 вышла 11 октября 2010 года. В целом пользователи отмечали сырость платформы, но вместе с тем сразу были видны качество платформы и ее большой потенциал. Сразу после выхода платформы стал известен список партнеров Microsoft, которые стали первыми производителями WM7 смартфонов: Samsung, LG, Dell и HTC. О некоторых других компаниях ходило множество слухов (например, Asus и Fujitsu), однако при старте Windows Mobile 7 эти компании не представили своих устройств. 11 февраля 2011 Microsoft подписала партнерское соглашение с корпорацией Nokia. Целью альянса является глобальное распространение новой платформы. Осенью 2011 года должны появиться первые смартфоны от финского производителя телефонов. 24 июля 2011 года Fujitsu вступила в гонку, продемонстрировав первый смартфон на базе следующей версии платформы Windows Mobile Mango, но об этом чуть позже.
Первая волна смартфонов на базе Windows Mobile была анонсирована в течение первых нескольких недель после запуска платформы. Microsoft прорабатывала с каждым брендом какую-то эксклюзивную особенность телефона: 4,3-дюймовый дисплей и 8-мегапиксельная камера у HTC, поддержка DLNA и 16 Гб встроенной памяти у LG и тому подобное.
Первая волна Windows Mobile 7 смартфонов включала в себя:
HTC 7 Mozart. Основными преимуществами HTC 7 Mozart являются наличие 8 Мп камеры с автофокусом и мощная ксеноновая вспышка;
HTC 7 Trophy. Коммуникатор среднего ценового сегмента, оснащен 3,8-дюймовым экраном и 5 Мп камерой;
HTC HD7. Главной особенностью коммуникатора является большой 4.3-дюймовый экран;
HTC 7 Pro. Смартфон с горизонтальной QWERTY-клавиатурой и экраном 3,6 дюйма;
HTC 7 Surround. Отличительной чертой HTC 7 Surround является наличие стерео-динамиков производства компании Yamaha с очень хорошим объемным звучанием и поддержкой технологий SRS и Dolby Mobile. Модель выполнена в форм-факторе слайдер с подставкой для удобного расположения на столе;
Samsung Omnia 7. В отличие от всех телефонов дисплей телефона имеет Super AMOLED матрицу, которая сочетает в себе яркость и насыщенную визуализацию;
LG Optimus 7. Самый бюджетный телефон из первой линейки WM7 коммуникаторов, имеет стандартные для всех телефонов характеристики: 1 Ггц процессор, 512 Мб оперативной памяти и экран диагональю 3,8 дюйма;
Samsung Focus. Смартфон имеет стандартные характеристики и 4-дюймовый Super AMOLED дисплей;
LG Optimus 7Q. Небольшой телефон с 3,5-дюймовым экраном и горизонтальной QWERTY-клавиатурой;
Dell Venue Pro. Смартфон имеет вертикальную QWERTY-клавиатуру и оснащен защитным стеклом Gorilla Glass.
Вместо списка приложений, иконок или виджетов на стартовой странице Windows Mobile 7 расположены «живые» плитки. Нажав на какую-либо из них, вы сможете попасть в «хаб», запустить приложение или игру, вызвать определенную функцию, открыть список контактов и пр. Плитки называются живыми, поскольку они (подобно виджетам) отображают информацию, которая обновляется в реальном времени.
Microsoft не позволяет производителям смартфонов вносить какие-либо изменения в интерфейс Windows Mobile 7. Но все же кое-какие возможности OEM-партнерам и операторам предоставлены. Они могут предустанавливать на телефон несколько приложений (до 60 Мб), которые пользователь при желании может удалить. Кроме того, производители и операторы имеют собственные хабы и специальный раздел в Marketplace, где пользователи могут бесплатно скачивать их приложения. Также производители и операторы могут добавить собственные настройки в приложение камеры.
В составе Windows Mobile 7 есть несколько хабов: People, Office, Pictures, Music + Video, Marketplace, Games.
Хаб People — наверное, самая обсуждаемая функция WM7, она по-настоящему новаторская. Здесь хранится вся информация о контактах и отображается их активность в социальных медиа.
WM7 не был бы продуктом Microsoft, если бы в нем отсутствовала поддержка Microsoft Office. Поэтому неудивительно, что этот пакет предустановлен в платформе. Хаб Office содержит следующие приложения:
Microsoft One Note Mobile;
Microsoft Word Mobile;
Microsoft Excel Mobile;
Microsoft Power Point Mobile;
Microsoft Share Point Workplace Mobile.
В хабе Picture можно найти все снятые вами фото, видео и картинки, загруженные на устройство с компьютера. Изображения, которые хранятся в вашем аккаунте облачного сервиса SkyDrive, также отображаются в этом хабе. Их можно просмотреть, оставить к ним комментарии или скачать их на смартфон.
В хабе Music + Video производятся различные действия с мультимедийным контентом.
В хабе Marketplace вы можете совершать покупки приложений, игр, музыки с Windows Mobile Marketplace.
В Games Hub вы можете узнать о новостях игр, посмотреть свой профиль Xbox LIVE. В этом хабе находится вся ваша коллекция игр.
Взаимодействие WM7 смартфонов с внешним миром может происходить двумя способами. Во-первых, Windows Mobile 7 тесно интегрирована с облачными сервисами Microsoft, и многие действия могут быть выполнены через интернет. Во-вторых, смартфон может синхронизироваться с компьютером при помощи клиента Zune. Идеология Windows Mobile 7 не разрешает доступа к хранилищу данных, поэтому пользователи не имеют возможности закачивать информацию на флеш-накопитель напрямую. Игры и приложения продаются в специальном интернет-магазине Windows Mobile Marketplace, многие имеют бесплатные или триальные версии. Обновление самой платформы осуществляется при помощи Zune.
В первой версии платформы отсутствовали некоторые важные функции:
многозадачность для сторонних приложений (реализован подход под названием Tombstoning — постановка приложений на паузу при выходе);
функция копирования/вставки;
поддержка Flash, Silverlight и HTML5 в браузере;
универсальный поиск;
интеграция с сервисом Twitter (при том, что с Facebook система интегрирована очень тесно).
22 марта 2011 года началось распространение первого обновления Windows Mobile 7 под кодовым названием NoDo. Оно было призвано исправить ряд ошибок, присутствовавших в первой версии. Кроме того в NoDo появился ряд нововведений. Пользователи жаловались на отсутствие copy & paste, и в обновлении эта функция была добавлена. Также был сделан упор на увеличении производительности сторонних приложений и системы в целом. Запуск и восстановление игр из фонового режима в некоторых случаях ускорились в разы.
Платформа постоянно развивается и дорабатывается, в связи с этим возникли новые требования к аппаратным средствам. Спецификация Chasiss 2 в дополнение к предыдущим требованиям включает в себя возможное наличие гироскопа. Кроме того, единственным сертифицированным производителем чипсетов для WM7 остался Qualcomm. В новых смартфонах должен быть установлен процессор не ниже MSM7x30 или MSM8X55 (оба построены на базе графического ядра Adreno 205).
Следующим обновлением после NoDo станет Windows Mobile Mango. В новой версии ожидаются значительные изменения. Появится долгожданная многозадачность, новый мобильный браузер Internet Explorer 9 с поддержкой HTML5 и использованием аппаратного ускорения. География распространения мобильной платформы будет увеличиваться, поэтому в новой версии платформы будет включена поддержка двух десятков языков, в том числе и русского. Разработчики будут рады узнать, что обновление включит в себя порядка 1500 новых функций API, появится поддержка Silverlight 4.
В Интернете уже появилось множество слухов о дальнейшей судьбе Windows Mobile 7. Ожидается, что после Mango мы увидим Windows Mobile Tango, промежуточный стабилизирующий апдейт, а затем Windows Mobile Apollo.
Разработка приложений для Windows Mobile 7
У разработчиков игр для WM7 на выбор имеются две платформы: Silverlight и XNA. Первая для серьезной разработки, как правило, не используется (чаще всего она применяется для создания простых приложений), а большинство игр сделано с помощью XNA. Приложения пишутся с использованием инструментов Windows Mobile Developer Tools. Последняя версия пакета включает в себя Windows Mobile OS 7.1, Visual Studio 2010 для Windows Mobile, эмулятор Windows Mobile «Mango» и прочее.
Эмулятор в последней версии инструментов имеет встроенную функцию снятия скриншотов, разработчикам больше не придется использовать для этого сторонние приложения. В состав Developer Tools вошла утилита Marketplace Test Kit, с помощью которой разработчики могут проверить свой XAP-файл на пригодность к маркету (нечто подобное использует и сама Microsoft).
Все приложения проходят жесткий отбор перед размещением в Windows Mobile Marketrplace. Перед началом разработки авторы должны убедиться, что планируемое приложение удовлетворяет требованиям политики Microsoft. Разработчик должен официально зарегистрироваться в сервисе AppHub, чтобы иметь возможность загружать приложения в Marketplace. Стоимость подписки составляет 99$ в год. Команда WPChevron в сотрудничестве с Microsoft создает утилиту для разработчиков, которая позволит за умеренную цену тестировать свои приложения, не приобретая подписки.
Разработчики приложений для Windows Mobile 7 имеют возможность зарабатывать на своих продуктах несколькими способами. Функционал платформы позволяет создавать полностью платные приложения, программы с триальными версиями, а также бесплатные. В приложениях имеется возможность показа рекламы, для чего используется Microsoft Advertising SDK. Согласно исследованию Smaato, пользователи Windows Mobile по сравнению с пользователями других платформ чаще нажимают на рекламные объявления, размещаемые в бесплатных приложениях. Это должно позитивно настраивать разработчиков приложений.
На ресурсах Microsoft можно найти ряд обучающих материалов. Компания много внимания уделяет разработчикам, стараясь упростить их переход с других платформ на Windows Mobile 7. Для Android и iOS программистов были выпущена специальная документация. Еще одним свидетельством заботы Microsoft о сообществе разработчиков является тот факт, что прошлой осенью компания бесплатно раздала несколько тысяч тестовых устройств. Поскольку платформа была совершенно новой, разработчики не имели возможности проверять свои приложения на «живых» смартфонах. Для этой цели были выпущены Samsung Taylor и LG Panther.
Команда Onan Games создала для инструмент под название Mandreel, который конвертирует код, написанный на C/C++/Obj-C, в JS/C#/AS, что позволяет разработчикам с легкостью портировать свои игры и приложения на Windows Mobile 7 с таких платформ, как iOS и Android. Разработчики, использовавшие этот инструмент, отмечают, что на портирование игр, созданных для iPhone другими людьми, уходило меньше двух недель.
Ресурс VisionMobile в июне провел онлайн-опрос, в котором приняло участие 850 разработчиков. Согласно исследованию 36% участников работают с мобильными платформами от Microsoft, 67% на Android и 59% на iOS. 32% разработчиков указали, что хотели бы начать изучение Windows Mobile 7, это второй показатель после Android.
Обновление NoDo проходило в два независимых этапа. В феврале Microsoft выпустила так называемый апдейт pre-NoDo, а в конце марта — само NoDo. Без получения первого нельзя поставить второе. Рассылка Pre-NoDo прошла в довольно короткие сроки и за февраль большинство владельцев телефонов смогли установить его себе. NoDo начало рассылаться пользователям 22 марта 2011 года, однако многие владельцы WM7 смартфонов в течении нескольких месяцев не могли увидеть заветное сообщение о возможности обновиться. Компания Microsoft возложила ответственность за этот промах на своих OEM-партнеров и операторов мобильной связи. Из-за задержек с обновлением в Интренете стали распространяться неофициальные способы получение NoDo: с использованием VPN-соединения, отключением от Интернета при поиске обновления в Zune, разлочкой телефона, правкой ключей реестра. Данные методы не одобрены Microsoft.
Обновление NoDo вобрало в себя ряд нововведений:
функция копирования / вставки. Пользователи получили возможность копировать текст из электронных писем, текстовых сообщений, веб-страниц и документов Office Mobile, и вставлять в любом месте, где есть ввод текста;
специалисты компании смогли значительно ускорить запуск/восстановления из фона игр и приложений. Например, Fruit Ninja, стала запускаться более, чем в 3 раза быстрее, а отдельные уровни Rise of Glory — в 7 раз;
в первой версии системы было много нареканий, связанных с настройкой WiFi. В NoDo этот процесс стал проще;
увеличенная производительность. Обновление включает в себя утилиты от разных производителей, которые увеличивают производительность у соответствующих моделей телефонов.
Кроме того, в NoDo был реализован ряд усовершенствований, связанных с работой электронной почты, MMS, Bluetooth. Синхронизация с Facebook-профилями стала более удобной.
Windows Mobile 7 Mango
Windows Mobile 7 уже собрала большое количество положительных отзывов. В этом году появится новое обновление, вносящее в платформу множество новых функций. Windows Mobile Mango развивает концепцию платформы по «облагораживанию» личного контента пользователя.
К основным нововведениям Mango можно отнести:
многозадачность сторонних приложений. Чтобы попасть в интерфейс быстрого переключения задач нужно нажать на кнопку возврата и удерживать ее пару секунд. Одновременно может быть запущено до 5 приложений, при запуске последующих они будут вытеснять наименее активные. Кроме того, в Mango появились так называемые «фоновые агенты»;
это специальные процессы, которые имеют возможность выполнять определенные действия периодически (1 раз в 30 минут);
увеличенная производительность платформы. Переключение задач стало очень быстрым;
в Mango внедрен новый браузер Internet Explorer Mobile 9 с поддержкой HTML5 и использованием возможностей аппаратного ускорения графического ядра;
значительно доработан голосовой интерфейс (голосовая навигация, набор текста и т.д.);
проигрывание аудио-потока прямо с облачного сервиса SkyDrive;
хаб Office полностью переделан, теперь в него интегрированы функции SkyDrive;
интеграция с сервисами Twitter и LinkedIn.
Стоит отметить, что внешние изменения и различные усовершенствования коснулись практически всех частей операционной системы.
Ближайшее будущее
В сети появилось множество слухов о дате официального выхода Windows Mobile Mango. Производители получили новую версию платформы 27 июля 2011 года. Коммуникаторы под управлением Mango не будут анонсированы единовременно, как это было в первой волне. Каждый смартфон будет выпущен индивидуально на различных целевых рынках. 24 мая 2011 года Microsoft официально объявила о трех новых OEM-партнерах, ими стали ZTE, Fujitsu и Acer. Кроме того, софтверный гигант рассчитывает на плодотворное сотрудничество с Nokia, финская компания должна представить большую линейку смартфонов в конце 2011 — начале 2012 года.
Первым из новой волны Windows Mobile Mango смартфонов стал Fujitsu Toshiba IS12T, представленный 27 июля в Японии. Смартфон имеет водо- и пыленепроницаемый корпус, в него установлена внушительная 13,2-мегапиксельная камера, объем внутренней памяти — 32 Гб. Компания Fujitsu упоминалась еще при запуске первой версии Windows Mobile 7, но свой смартфон представила только сейчас.
В конце этого — начале следующего года ожидается выход нескольких устройств под управлением Mango. Среди них:
Acer W4. Ожидается, что это будет бюджетный смартфон, чего сейчас не хватает WM7;
Dell Wrigley. Компания Dell на данный момент представила единственный WM7 смартфон — Dell Venue Pro. С ним связано множество неприятных задержек обновлений. Возможно новый смартфон исправит репутацию компании в этом вопросе;
HTC Eternity. Предполагается, что этот смартфон станет наследником HTC HD7 и будет обладать еще большим дисплеем диагональю 4,7 дюйма;
HTC Eternity;
LG E906. Этот смартфон возможно станет вариацией на тему Optimus 7;
Nokia W6 и Nokia W7. О первом смартфоне от Nokia под Windows Mobile 7 ходит множество слухов. Большинство склоняется к тому, что Nokia представит две модели: в низком ценовом сегменте и в высоком ценовом сегменте на основе флагмана N9. Также регулярно появляются слухи о коммуникаторе с QWERTY-клавиатурой (как N950 или E7);
Nokia Sea Ray. В Nokia заявили, что будут представлять новый смартфон по крайней мере каждые три месяца. Если им это удастся, мы увидим множенство новых девайсов в первой половине 2012 года;
Samsung GT-i8350. Этот смартфон возможно станет наследником Samsung Omnia 7;
Samsung SGH-i937. Судя по маркировке, этот аппарат должен стать следующим в линейке Galaxy S II;
ZTE. Китайский производитель собирается занять низший ценовой сегмент;
HTC Ignite. Этот смартфон похож на удешевленный Mozart;
HTC Bresson. Ходили слухи, что HTC Bresson будет иметь невероятную 16-мегапиксельную фотокамеру. Исходя из этого, можно предположить, что он займет верхнюю ценовую нишу;
HTC Prime. Этот смартфон должен стать низкобюджетным QWERTY-слайдером.