Именно этот вопрос в конце января текущего года Стив Балмер задал председателю совета директоров Nokia Ристо Сииласмаа. Ресурс AllThingsDigital рассказывает о том, как именно Microsoft покупала Nokia.


Генеральный директор Microsoft Стив Балмер и председатель совета директоров Nokia Ристо Сииласмаа
Генеральный директор Microsoft Стив Балмер и председатель совета директоров Nokia Ристо Сииласмаа

Разговор между бизнесменами длился не более пяти минут. Балмер и Сииласмаа договорились встретиться на февральском Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне.

Почему CEO Microsoft сделал этот звонок? И Балмер, и его финские партнеры все сильнее были недовольны существующим положением дел. Microsoft и Nokia инвестировали маркетинговые бюджеты в построение двух разных брендов и привлечение разработчиков приложений. Инженеры обеих компаний в некоторых вопросах занимались одним и тем же, в других — не могли полноценно работать с партнерами.

Результатом была выраженная одной цифрой доля Windows Phone на мировом рынке смартфонов и явное отставание от конкурентов — Google Android и Apple iOS. Под вопросом было и будущее Nokia — без больших продаж компания могла погибнуть… или уйти на Android. Поэтому Microsoft и решила изменить отношения между сторонами.

Процесс принятия устраивающего обе стороны решения занял восемь месяцев. Переговоры, проходившие в разных уголках земного шара, заходили в тупик и завершились успехом лишь благодаря «стойкости» участников, личной совместимости и вмешательству стеклянного журнального столика.

Переговоры

Hotel Rey Juan Carlos, Барселона
Hotel Rey Juan Carlos, Барселона

На Всемирном мобильном конгрессе (25-28 февраля) команды переговорщиков с обеих сторон постарались выяснить, что получается и что не получается в рамках сотрудничества. Было решено и подумать о дальнейших вариантах развития. В барселонском отеле Hotel Rey Juan Carlos Балмер и Сииласмаа беседовали в течение часа. Обсуждались варианты — от мелких дополнений к существующему сотрудничеству до далеко идущих бизнес-комбинаций.

После Барселоны топ-менеджеры обеих компаний получили задание проработать потенциальные варианты. Сииласмаа и его коллеги начали рассматривать свои варианты — как с учетом Microsoft, так и без компании-партнера. Переговоры получили внутреннее наименование Project Gold Medal» («Проект Золотая медаль»).

22 апреля Nokia и Microsoft встретились в нью-йоркском офисе компании Skadden Arlps Slate Meagher & Flom (юридическая компания, представляющая интересы Nokia за рубежом). От Nokia присутствовали Сииласмаа, Стивен Элоп, Луизе Пентленд (юрист Nokia) и финдиректор Тимо Ихамуотила, от Microsoft — Балмер, Терри Майерсон (в то время — глава подразделения Windows Phone), финдиректор Питер Кляйн и юрисконсульт Брэд Смит.

Экс-CEO Nokia Стивен Элоп с Nokia Lumia 920
Экс-CEO Nokia Стивен Элоп с Nokia Lumia 920

Microsoft сделала Nokia коммерческое предложение. После совещания Сииласмаа в течение 10 минут максимально корректно донес до Балмера и Ко мысль о том, что в плане оценки Nokia стороны находятся «на разных планетах» (высказывание AllThingsD). В ответ на это Балмер заявил: хорошо, что теперь все знают, где находятся. После этого было решено, что продолжать встречу далее нецелесообразно.

AllThingsDigital отмечает: возможно, обе стороны слишком рано заговорили о деньгах. Не исключено, что в Microsoft недостаточно хорошо разобрались в бизнесе Nokia и сделали не соответствующее истинному положению дел предложение.

На следующий день, 23 апреля, Сииласмаа написал Балмеру текстовое сообщению, в котором предложил совместно потрудиться над сглаживанием «острых углов». Юристы Microsoft и Nokia Смит и Пентленд решили поработать над тем, «насколько далеко друг от друга они были».

После этого состоялась серия звонков по конференц-связи, и обе компании поверили в возможный итоговый успех. Было решено встретиться еще раз — 24 мая в Лондоне. Местом для новых переговоров стала представляющая интересы Microsoft за рубежом юридическая компания Simpson, Thacher & Bartlett.

В пятничный день 24 мая потенциальная сделка начала обретать первые очертания. По некоторым вопросам договориться не удавалось — команды переговорщиков Microsoft и Nokia находились в здании и после того, как его покинули последние местные служащие. Каждая сторона заняла свою сторону коридора и переходила на другую сторону для того, чтобы узнать о том, что подготовили там.

В какой-то момент Балмер и юрист Смит пошли обратно в свою конференц-комнату. Неожиданно Балмер исчез — и раздался громкий крик. То был вопль, который в состоянии исторгнуть только мощные легкие главы Microsoft.

В Nokia решили, что Балмеру категорически не понравилось одно из их предложений, в то время как в комнате для совещаний Microsoft никто ничего не понял, и все ломали голову над тем, что могло произойти.

Как выяснилось, Балмер не увидел стоявший на его пути прозрачный журнальный столик из стекла и упал, ударившись головой о его край. В результате CEO Microsoft заработал глубокую рану на лбу — прямо над бровью. Сотрудники службы безопасности Microsoft бросились на поиски аптечки, а Терри Майерсон написал команде Nokia текстовое сообщение, в котором рассказал о случившемся.

Еще до того, как ему была оказана медицинская помощь, Балмер начал беседу с Сииласмаа и Элопом, которые зашли в комнату для совещаний Microsoft для того, чтобы взглянуть на раны Балмера. После этого обе команды отправились на ужин. Лицо Балмера украшала хорошо выполнявшая свою роль, но не очень привлекательная повязка. А злополучный столик исчез — пришедшие на следующий день в офис переговорщики его больше не увидели.

Карты Nokia HERE
Карты Nokia HERE

С переговорами так просто разобраться не удалось. Камнем преткновения стал картографический бизнес Nokia. Сииласмаа был непреклонен — это направление, по его убеждению, было жизненно важным для компании. В свою очередь, в Microsoft также полагали, что сделка без карт будет неудачной. Для разрешения этого конфликта Балмер и Смит 14 июня вылетели в Финляндию.

Новая встреча прошла в принадлежащем Nokia особняке в Батвике, что в 30 км к западу от офисов финской компании. На территории принадлежавшего ранее Минобороны России объекта находится сауна, бассейн, охотничий домик и выход к морю. В течение нескольких часов представители Microsoft встречались с Сииласмаа и Элопом. К общему решению стороны не пришли, но договорились продолжать работу. После традиционного финского ужина обсуждали скандал вокруг АНБ и PRISM.

В июле обе стороны решили, что настало время определиться — возможна ли сделка или, если нет, следует ли переходить к другим вариантам. С учетом того, что обе компании были заняты важными делами — в Microsoft началась реорганизация, Nokia завершала сделку по приобретению доли Siemens в Nokia Siemens Networks — было решено организовать встречу 20 июля. Местом встречи вновь стал Нью-Йорк, присутствовали на ней практически те же люди, что и 22 апреля — Балмер, Майерсон, Смит, Худ (Эми Худ сменила Питера Кляйна на посту финдиректора) от Microsoft, Сииласмаа, Элоп, Пентленд и Ихамуотила от Nokia.

Договориться по картам по-прежнему не удавалось. Балмер расстраивался все больше — он не мог упростить вещи настолько, чтобы предложить решение. Он сравнивал приложения Microsoft с бензобаком, а картографию Nokia — с топливом, предполагая, что это- два необходимых «ингредиента». В свою очередь, Nokia хотела лицензировать свои картографические технологии большому числу партнеров, среди которых были и соперники по мобильному рынку, автопроизводители и другие растущие рынки. Microsoft же хотела карты для своих смартфонов, планшетов, ПК и веб-приложений.

Когда обе команды начали общение, выяснилось, что «делить дитя на части» вовсе необязательно. Так как речь шла о ПО, обе компании могли бы пользоваться одним и тем же кодом. За Nokia могли бы остаться права на интеллектуальную собственность, в то время как Microsoft получала то, что называется «права, эквивалентные [правам] владельца». Это означало, что Microsoft может не только пользоваться картографическими данными Nokia, но и делать все необходимое с программным кодом.

С этим предложением принявший его Сииласмаа обратился к Михаэлю Гальбгерру, руководителю картографического подразделения Nokia. Гальбгерр также дал согласие. В конце второй нью-йоркской встречи Балмер и Сииласмаа ударили по рукам. На следующей неделе началось составление итогового соглашения. Результатом работы Худ, Смита, Пентленд и Ихамуотилы стало не одно соглашение, а целый ряд контрактов с договорами относительно патентов, торговых марок, продажи мобильного подразделения и выстраданного соглашения по картам. Обе компании использовали разницу во времени между Эспоо и Редмондом — сотрудники Microsoft и Nokia отправляли документы за океан «на ночь» и отправлялись на небольшой отдых, чтобы уже утром ознакомиться с замечаниями коллег.

В воскресенье, 1 сентября, Стив Балмер сел на самолет в Финляндию. Собственно сделка с обменом официальными документами между сторонами-участниками состоялась в понедельник, 2 сентября.

По материалам AllThingsDigital

Система Orphus