Медиакоммуникационный союз, в который входят все крупнейшие российские операторы связи, ряд провайдеров интернета не некоторые другие компании, разработал новый законопроект. В нём говорится, что владельцы мессенджеров и почтовых сервисов должны идентифицировать своих пользователей и удалять запрещённую российскими законами информацию.


WhatsApp-vs.-Skype-vs.-Viber

Об этом сообщили «Ведомости», у которых имеется полный текст законопроекта.

Если этот документ будет принят Госдумой, Советом Федерации и одобрен президентом РФ (а в этом можно не сомневаться), в законы о связи и о СМИ будут внесены поправки, которые предусматривают, что «организатор распространения информации в сети интернет, предоставляющий возможность обмена электронными сообщениями», обязан идентифицировать пользователей на основе информации, содержащейся в базе данных операторов связи.

Медиакоммуникационный союз также предложил обязать мессенджеры и почтовые сервисы «незамедлительно блокировать сообщения или публикации, которые содержат информацию, распространяемую с нарушением требований российского законодательства». Если какой-либо сервис откажется выполнять это требование, оператор должен будет ограничить доступ к сервису по решению Роскомнадзора. Вряд ли владельцы Skype, WhatsApp, Telegram и прочих зарубежных сервисов озаботятся идентификацией российских пользователей, поэтому им может грозить блокировка на территории России.

Осенью 2016 года законопроект будет представлен рабочей группе во главе с вице-премьером Игорем Шуваловым. Неназванный сотрудник «Яндекса» сказал «Ведомостям, что этот законопроект ограничивает способы взаимодействия сервисов с пользователями, а это может привести к снижению конкуренции, уходу интернет-компаний с российского рынка и общей деградации интернет-отрасли. «Люди не смогут обмениваться сообщениями без предварительной идентификации, а это нарушает их конституционные права», — заявил представитель компании в разговоре с изданием.

Медиакоммуникационный союз был создан в 2014 году крупнейшими российскими медиакомпаниями и телекоммуникационными операторами. В него входят «Ростелеком», «Мегафон», «Вымпелком», МТС, «Эр-Телеком» (бренд «Дом.ru»), ТТК, CTC Media, «Газпром-медиа» и «Национальная медиа группа». Предложенные поправки помогут вернуть «большой тройке» средства, которые они теряют из-за мессенджеров. Речь идёт о сумме около двух процентах выручки или 15−20 миллиардах рублей в год. Операторы и ранее предлагали ввести государственную регуляцию работы мессенджеров, но довольно робко, а потому — безуспешно. На этот раз они серьёзно взялись за этот вопрос, а значит вполне могут добиться положительного для себя результата.

Система Orphus