Известный Windows-блогер Пол Турот анализирует свежий отчет Microsoft за закончившийся 30 июня фискальный год.


Forbes назвала Microsoft третьим по дороговизне бренд в мире

Первый и самый главный вывод — Microsoft уверенно идет по пути трансформации из производителя традиционного ПО (Windows и Office) в одного из ключевых игроков на рынке облачных услуг, в особенности это актуально для корпоративных клиентов. Как следует из отчета, на облачные сервисы приходится уже 2/3 доходов Microsoft, и это направление бизнеса только растёт.

И ещё немного менее глобальных, но все равно любопытных мыслей от Пола:

Переход в облака стоит денег. Переход на новую модель развития для такой гигантской корпорации, как Microsoft, по определению труден и затратен. Но в случае с облачными сервисами всё даже сложнее. С одной стороны, постоянный доход от сервисов подписок дает компании финансовую стабильность, которой при прежней бизнес-модели просто не могло быть (ведь новые версии Office и Windows выходили один раз в несколько лет). Но строить технические мощности для облачных сервисов по всему миру — дело недешевое, так что, как бы иронично это ни звучало, финансовой стабильности будет ещё меньше (пока не будет построено всё, что нужно).

Azure-logo

Доходы от облачных сервисов растут взрывными темпами. Цифры из свежего отчета развеивают последние сомнения скептиков по поводу правильности стратегии Microsoft. Доходы от Azure выросли более чем на 100%, от Office 365 — на 54% для бизнеса и на 19% для физических лиц. На облачный бизнес Microsoft — он состоит из двух подразделений, Intelligent Cloud и Productivity and Business Processes — пришлось $13,7 млрд из $20,6 млрд выручки Microsoft за 4 квартал 2016 фискального года. В Microsoft считают вполне возможным довести ежеквартальные доходы от облачного направления до $20 млрд уже в 2018 году.

Бизнес Microsoft в целом вырос по сравнению с прошлым годом. Если сравнить итоги минувшего квартала с аналогичным периодом в прошлом году, вы увидите… небольшое падение на 7 процентов. Кто-то скажет, что Microsoft просто берет меньше денег за свои облачные сервисы. Но главная причина снижения — 2 миллиарда долларов отложенного дохода (revenue deferral) по Windows 10. C этими деньгами получается, что Microsoft получила больше (и заметно больше), чем год назад. И, что особенно важно, результаты Microsoft оказались лучше ожиданий аналитиков.

Работа над Windows 10 Anniversary Update практически завершена

Windows 10 — смешанные впечатления. «Десятка» — самый сильный релиз Microsoft за долгие годы, но решение компании отдать пользователям новую операционку совершенно бесплатно оказалось противоречивым. В первую очередь — для доходов самой компании (кстати, даже эта мера не помогла решить сверхзадачу по количеству установок Windows 10 — на днях Microsoft призналась, что переоценила интерес к «десятке» и не сможет добиться миллиарда установок к лету 2018 года). Доходы от продаж Windows корпоративным клиентам выросли всего на 2%, зато тот же показатель для физлиц взлетел сразу на 27%. Это выглядит очень здорово… до тех пор, пока мы не вспомним, что эти цифры сравниваются с весенне-летним кварталом 2015 года, когда Windows 10 ещё даже не вышла. Уже годовой отчет содержит куда менее приятные цифры: за первый год Windows 10 на рынке продажи Windows Pro (т.е. корпоративным заказчикам) снизились на 21 процент, обычным потребителям — на 27 процентов. Упс.

Хоронили iPhone, похоронили Windows Phone
Хоронили iPhone, похоронили Windows Phone

Бизнес Microsoft по производству смартфонов мёртв. Год назад Microsoft оказалсь в «минусе» из-за списания 8,4 млрд долларов, потраченных на мобильное подразделение Nokia. C тех пор всё стало только хуже — компания даже не пытается продавать смартфоны и впервые в истории отказалась называть точные цифры по продажам Windows Phone за минувший квартал. Впрочем, понять масштабы можно по косвенным признакам: в отчете сообщается, что доходы от продаж «умных» телефонов Lumia за год снизились на 71%, а под списание в минувшем квартале пошли ещё $1,1 млрд. В форме отчетности 10Q Microsoft и вовсе сообщает, что её «смартфонная» стратегия заключается в том, чтобы… не продавать смартфоны и тем самым терять меньше денег на этом бизнесе.

«Это взрывает мозг».

Microsoft выпустила инструмент для обновления Surface DockSurface — это небольшой бизнес. Microsoft никогда не сообщала о количестве проданных Surface. Из отчета следует лишь то, что выручка от продаж Surface в минувшем квартале выросла год к году на 9 процентов до $76 млн. Это гораздо лучше, чем $870 млн потерь на смартфонах, но бизнес Surface, похоже, просто не настолько велик, чтобы заткнуть финансовую дыру от продаж смартфонов. Не факт, что эта ситуация изменится в обозримом будущем. С учетом очевидных успехов на рынке облачных сервисов Microsoft, возможно, стоило бы вообще отказаться от продаж устройств.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Недавний анонс двух новых моделей Xbox внезапно обретает смысл. После рассказа о Xbox One S (поступит в продажу уже 2 августа) и приставки следующего поколения Scorpio многие недоумевали — для чего всё это нужно? Теперь понятно, для чего — из-за низкого интереса потребителей продажи приставок Xbox снизились сразу на 9 процентов, а рост числа подписчиков Xbox Live в основном произошел за счет Windows 10, а не Xbox One. Очевидно, что выпуском новых приставок Microsoft хочет сбалансировать доходы от Xbox.

Система Orphus