Windows Phone переживает не лучшие времена: продажи смартфонов на нашей любимой операционке неуклонно сокращаются, а разочарованные пользователи активно меняют WP на iOS и Android. Тем удивительнее недавняя новость о радикальном обновлении клиента «Альфа-Банка» для мобильной Windows! В интервью изданию VC.ru разработчики программы объясняют, почему Windows Phone скорее жив, чем мёртв.
Фирменное приложение «Альфа-Банка» для WP вышло в апреле 2012 года — при активной поддержке Microsoft в банке решили «прощупать» новую и потенциально интересную платформу. Клиент для Windows Phone позволил «Альфе» говорить о том, что она представлена на всех основных «мобильных» платформах, а обрадованные пользователи написали много теплых слов в отзывах к приложению. Но большой выгоды релиз не принес, и в банке приняли решение проект не развивать.
С тех пор «Альфа-Банк» для Windows Phone не получил ни одного крупного обновления, выпускались только технические релизы («чтобы работало»). К 2016 году рейтинг приложения опустился ниже 2,5 звездочек, очень часто программе ставили «единицу». В отзывах к приложению пользователи уже не хвалили, а яростно ругали:
Конечно, ни одна серьезная организация не готова терпеть такие репутационные потери. В этой связи перед разработчиками встал вопрос о будущем приложения. Что делать — закрыть или развивать? Сергей Солдатов, лидер группы по развитию Windows Phone в «Альфа-Лаборатории», говорит: принять решение все-таки обновить клиент для WP было нелегко.
«Операционные системы сейчас появляются и закрываются очень быстро — например, Tizen или Firefox OS, — поэтому решение вложить деньги в развитие продукта, где доля меньше 10%, требует тщательного анализа».
Однако проведенное исследование выявило следующее:
- За 2015 год у «Альфа-Банка» число активных пользователей WP-клиента превышало 50 000 человек. К 2016 году эта цифра снизилась до 16 000.
- Анализ показал, что доработка 80% самых популярных функций в программе окупится уже через 2-3 месяца.
- Доля Windows Phone в России, по данным Statcounter и LiveInternet, варьируется в районе 2−2,5%, причем доля держится в этом диапазоне, а в абсолютных числах только растет.
- Ценовой сегмент устройств на платформе — от 5 до 15 тысяч рублей, в кризисное время это скорее преимущество, чем недостаток.
- У настольной версии Windows 10 огромная аудитория, и это потенциал для будущего масштабирования.
- Из 50 тысяч пользователей за год сменили платформу только четверть клиентов (примерно поровну на iOS и Android). Три четверти остались верны Windows Phone, и есть сильные «адвокаты платформы» [активные сторонники WP], особенно новых гайдлайнов.
- По доходности аудитория сравнима с владельцами Android-устройств. Но на WP есть люди, которых нет на «андроиде» — VIP-клиенты.
- Потенциал роста аудитории приложения на Windows Phone — в 3-4 раза.
«Мы увидели, что порядка 15 тысяч наших клиентов пользуются Windows Phone. 15 тысяч клиентов — это один небольшой город. Нам важны все клиенты, независимо от того, какой платформой они пользуются. Учитывая масштаб и потенциал роста, мы решили дать приложению второй шанс».
Чисто технически Windows 10 Mobile очень дружелюбна — за короткое время разработчикам (новый клиент делала команда из Минска) удалось перенести на WP почти половину функций, которые у клиентов для iOS и Android появились за два года. Проблем с совместимостью нет — приложение родом из далекого 2012 года без проблем работает и на мобильной «десятке», и на Windows Phone 7 — самым первым Windows Phone все ещё пользуются 10% пользователей программы.
К числу минусов можно отнести проблемы с бесплатной аналитикой активности в приложении — основные игроки в лице Google Analytics и Flurry не работают с мобильной Windows. В итоге выбрали AppMetrica, в России Windows поддерживает только она. Кроме того, из-за серьезного (даже слишком) отношения Microsoft к безопасности пришлось доработать бэкенд.
В процессе работы над первой версией обновленного приложения программисты «Альфа-Банка» наладили контакт с аудиторией: предлагали пользователям рассказать о нужных функциях в соцсетях и через почтовые рассылки. Как выяснилось,
- У нового дизайна Windows 10 очень много поклонников.
- У Windows Phone очень активная аудитория в социальных сетях. Комментариев с пожеланиями и конструктивной критикой было больше, чем к предыдущим нашим релизам для других платформ.
- У Windows Phone очень сильные «адвокаты бренда». Когда кто-то пытался сказать, что платформа никому не нужна, фанаты быстро ставили «смутьяна» на место:
Предварительные итоги:
«Впереди еще два релиза, и на конечные результаты мы будем смотреть через полгода, но вот что видно уже сейчас:
- Транзакционная активность сразу выросла на 15% и продолжает расти.
- Средняя оценка выросла более чем на балл.
- Аудитория выросла примерно на 10% и продолжает расти.
- Десятки благодарностей в магазине приложений и в социальных сетях».
В будущем, по словам Солдатова, «Альфа-Банк» сделает приложение универсальным для всех устройств (UWP) и перерисует интерфейс с учетом стильных гайдлайнов Windows 10.
«Мне кажется, Microsoft еще долго будет бороться за свой кусок мобильного «пирога». Windows 10 как универсальная платформа с точки зрения пользователя и разработки выглядит вполне привлекательно, тем более что на десктопе сидят миллионы пользователей».