Крупнейшие российские операторы сотовой связи и провайдеры интернета МТТ, «Ростелеком», МТС, «Вымпелком» (бренд «Билайн», «Мегафон» и «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) начали тестировать способы блокировки иностранного VoIP-трафика, который приходит в российские телефонные сети через локальные шлюзы и тарифицируется как местный. Такой трафик генерируют VoIP-сервисы вроде Skype, Viber, WhatsApp и прочие. Об этом пишут «Ведомости».
Операторы теряют деньги на этом трафике, поскольку вместо платы за международный звонок получают плату за местный вызов, которая в десять с лишним раз ниже — не четырнадцать центов, а девяносто пять копеек.
Операторы связи уже давно предлагают ограничить деятельность иностранных VoIP-сервисов в нашей стране, поскольку из-за них падает выручка от голосовой связи. Каждая новая инициатива в этом направлении вызывает негодование пользователей и шумиху с СМИ, поэтому всякий раз откладывается. На этот раз операторы решили действовать более осторожно, можно даже сказать, что тайно (хотя многие пользователи заметили эту блокировку).
Представитель МТС Дмитрий Солодовников по традиции объяснил блокировку VoIP-трафика заботой об абонентах. «Из-за стыков между интернетом и телефонными сетями теряется качество связи, при этом вызываемый абонент не видит, кто ему звонит, и не может перезвонить собеседнику», — сказал Солодовников «Ведомостям». Конечно, Солодовников лукавит, ведь многие сервисы показывают номер звонящего абонента, а в том случае, если он занесён в телефонную книгу пользователя — даже его имя и фотографию.
Согласно подсчётам МТТ, «по нелегальным схемам» в Россию поступает около сорока процентов телефонного трафика (это приблизительно восемьдесят миллионов минут разговоров). Оборот бирж трафика, которые через посредников продают зарубежным операторам дешёвые звонки в Россию, составляет около четырёх миллионов долларов США в месяц. Ущерб от этой деятельности для российских операторов связи по подсчётам самих операторов составляет до двух миллиардов долларов в год. В эту сумму, вероятно, входит упущенная прибыль, в том числе от продажи сопутствующих услуг (например, оформления подписки на платные сервисы).
Согласно существующим нормативам, звонок из-за рубежа должен сначала поступить одному из российских операторов международной связи (например, в «Ростелеком», МТТ и «Транстелеком»), затем — в фиксированную зоновую сеть или региональную сеть оператора и лишь после этого — в местную телефонную сеть, к которой подключен абонент. В последние годы такая схема игнорируется, что позволяет зарубежным VoIP-сервисам организовывать дешёвую связь между абонентами в разных странах. Себестоимость таких звонков действительно получается очень низкой, поскольку голосовой трафик проходит по интернету, а не телефонным сетям, обслуживание которых гораздо затратнее. Избежать высоких тарифов иностранным VoIP-сервисам позволяет то, что они проводят звонки из-за границы не по цепочке телефонных сетей (каждая из которых брала бы плату за соединение), а через интернет-канал на коммутатор местной связи или специальный шлюз, который используется для трансформации интернет-звонка в обычный звонок по сотовой сети, маскируя его под местный звонок и подменяя номер.
Сотовые операторы собираются договориться друг с другом пропускать на свои сети из сетей операторов местной связи звонки только с номеров, выданных этим компаниям Федеральным агентством связи.