Журналист портала Wired Дэвид Пирс рассказывает о том, как в Microsoft создавали свой первый ноутбук.


Паной рассказал о создании Surface Book и планах по дальнейшей разработке устройств Microsoft

Два года назад Панос Панай никак не мог заснуть. Такое с ним бывает часто — просыпается посреди ночи, а в голове громко роятся мысли. Усилием воли он оторвался от подушки, взял в руки новый Surface Pen и старый Surface Mini (да-да, он всё-таки существовал! Панай обожал маленький планшетик, который его команда создала, но так никогда и не запустила в коммерческое производство. С его слов, габаритами Mini походил на блокнот Moleskine), и написал самому себе E-mail.

В тот вечер Панай думал о портативных компьютерах — точнее, об одном из них. Днём ранее он изучал ещё только зарождающийся проект под грифом «совершенно секретно». Целью проекта было создание «бескомпромиссного» ноутбука. Команда разработчиков тогда сообщила Панаю, что они закончили работу и что новый продукт будет тонким, легким, красивым и быстрым — в общем, отличным ноутбуком.

Во время той презентации, на которой показывали ноутбук, Панай думал про себя «Нет, нет, нет. Не то». Сейчас, проснувшись и лежа в кровати, он написал самому себе страстное письмо о наследии Surface и о том, что теперь они не могли просто создать [ещё один] ноутбук.

«Это не развитие категории [портативных компьютеров]».

microsoft-surface-book-19.0

Панаю 43 года. Атлетически сложен, носит золотую цепочку, а в густых волосах уже пробивается первая седина. В Microsoft он работает вице-президентом и отвечает за все устройства компании. Это вебкамеры, гарнитуры, Xbox и миллионы мышей и клавиатур, которые компания продает каждый год. (Конечно, их больше, но вам же не хочется читать о, скажем, адаптерах для дисплеев?). Но ночные откровения чаще всего случались с ним тогда, когда речь заходила о Surface.

Surface — попытка Microsoft вернуть себе то, что рынок ПК отдал на откуп MacBook. И не только это: Панай убежден, что Surface изобретает привычные категории заново. На дизайн, прототипирование и доводку продукта до ума ушло два года. Surface Book вобрал в себя всё, чему Microsoft научилась за годы создания Surface-устройств, и всё, что компания подсмотрела у Apple. Эта история и правда похожа на историю из Купертино [в этом калифорнийском городе находится штаб-квартира корпорации Apple — прим. ред.]: небольшая группа креативщиков сидит в комнате и «от и до» прорабатывает каждую деталь до тех пор, пока продукт не будет идеальным. Чтобы пойти за Apple, Microsoft прошла школу Apple — и затем нашла ниши, в которых сделала верные ходы в направлении будущего, о котором мечтает. Всё это стоило Панаю куда больше, чем одна бессонная ночь.

Припозднившиеся

Новый проект Microsoft позволит обычным пользователям программировать нейронные сети

Большую часть своей истории Microsoft не выпускала компьютеры. В этом не было необходимости; её программное обеспечение и так работало на большинстве устройств в мире. Но в последние десять лет пользователи начали требовать более интегрированного опыта работы. Они захотели, чтобы компьютеры были созданы специально для их ПО, а от ПО ждали того, что оно сделает их устройства лучше. Apple контролировала и «железо», и ПО, и предложила такой опыт работы с компьютерами, которого не могла предложить Microsoft.

Вышедшая в 2012 году Windows 8 обещала появление устройств нового типа, и Microsoft решила сделать лучшее из них. Панай и его команда приходили в магазины и спрашивали у консультантов, что было бы лучше купить, скажем, для школы. Всегда они слышали один и тот же вопрос: для чего вам нужен компьютер? Для некоторых вещей лучше всего подходил планшет, для других требовался ноутбук. Но зачем покупать и то, и другое? В результате Панай пришел к выводу, что одна вещь, которая заменит сразу две, станет для компании золотой жилой.

Microsoft_Surface_Pro_1Первые гибриды Surface были приняты прохладно, продавались неважно, и даже вынудили Microsoft списать $900 млн, потраченных на их создание. Но Панай не сдался. Когда в 2014 году вышел Surface Pro 3, изменился маркетинговый слоган — теперь компания предлагала «планшет, который заменит ваш ноутбук». Microsoft специально сравнивала его с MacBook Air, а не с iPad. Продажи, уровень удовлетворения и прибыли взлетели до небес.

После успеха на «планшетном» фронте команда Surface принялась искать для себя новый вызов. Панай признается, что постоянно думает о премиум-устройствах, а соперником (причем — равным себе) считает Apple. Что ж… если удалось справиться с MacBook Air, то как насчет MacBook Pro? Сотрудники команды опросили множество людей на предмет того, почему те любят свои компьютеры, всё самое ценное записали и сформулировали идеи для следующего устройства из линейки Surface.

В процессе работы Панай заметил кое-что интересное: каждый собеседник спрашивал у него, когда же Microsoft наконец-то выпустит свой ноутбук? В результате как раз и было решено выпускать ноутбук. Всё, что оставалось выяснить — как сделать такое устройство, которое сразу же было бы удобно в использовании и являлось радикально новым?

Дизайн

«Building 87» [«Здание 87»] — невысокое строение серого цвета. Оно расположено в пяти минутах езды от центральной части кампуса Microsoft в Редмонде (Вашингтон). Внешний вид не претерпел значимых изменений с 2006 года, когда Microsoft купила здание у страховой компании Safeco. Оно тёмное, у него мало окон — идеальный для команды Surface вариант.

Панай открывает дверь — и мы попадаем в светлое, шумное помещение, в котором полным-полно станков с ЧПУ [числовым программным управлением — прим. ред.], водоструйных машин и других жужжащих коробок. Комната представляет собой уменьшенную модель производственного объекта в Китае, на котором собирают Surface Book. Просто увеличьте это помещение в 100 раз — и вы получите представление о размерах китайской фабрики, говорит Панай. Эту лабораторию в Microsoft построили для того, чтобы в любой момент иметь возможность собрать новый прототип.

У Microsoft нет другого выбора, кроме как работать быстро. Панай говорит: сейчас его компания вовсе не впереди планеты всей, просто настал удачный момент, и если сейчас снизить темпы, то ничего хорошего не произойдет. Значение имеет каждый день.

Когда началось обсуждение того, каким быть новому устройству, первые наметки появились довольно быстро. Эта вещь должна была выглядеть просто идеально, быть самым мощным, самым впечатляющим ноутбуком из когда-либо существовавших.

«Это была основа. Я хотел, чтобы каждый, кто увидел этот продукт, сказал бы: «Вот это да! Это лэптоп, который я хочу».

Мы перемещаемся в дизайн-студию. Панай останавливается возле длинной черной доски. Вокруг неё за светлыми деревянными столами в полной тишине трудятся дизайнеры и моделисты. Стеклянные стены защищают их от гудящих в соседнем помещении станков для изготовления прототипов. Он ставит на стол один из первых прототипов Surface Book. Это просто два куска черного картона, которые раскрываются как обложка книги в твердом переплёте. Они обернуты желтой лентой с надписью «Surface».

Всё началось с главного дизайнера Surface Ральфа Грёне. Он пришел к Панаю и предложил «просто сделать ноутбук», который к тому же был бы похож на книгу. Панос ответил, что первая идея никуда не годится. А вот «книжная» метафора прижилась. Промышленный дизайнер Кайт Шёк говорит: было классно думать о том, что ты делаешь лучший лэптом на свете.

Кайт Шёк
Кайт Шёк

На этом месте Панай берёт театральную паузу и спрашивает: «В чём новизна?». Вот оно, то, о чем в команде Surface говорят не так часто — и то, что является неотъемлемой частью их кредо. Они хотят сделать всё, что нужно сделать, сделать это хорошо… а затем поразить вас чем-то, чего вы никогда не видели. Не просто отличный ноутбук — новая one more thing.

«Эта one more thing оказалась очень простой вещью», говорит Панай. «А затем…». Он делает ещё одну паузу.

«Разделение».

Представьте себе Surface Pro наоборот. В целом это лэптоп, но, если вы захотите, у него есть и возможности планшета. Эта мысль сложилась в голове Паная довольно быстро. Единственное, чего не нельзя было делать — устройство не должно было стать планшетом. Это было важно. Говоря о Surface Book, Панай употребляет термин «clipboard» (планшет с зажимом для бумаги) — вы пользуетесь «клипбордом» тогда, когда это нужно. Например, вы — архитектор, и вам нужно показать чертежи клиенту. Или доктор, прихвативший медкарту. Или дизайнер, показывающий дизайн. Или вы просто хотите почитать в постели. Всё это Book умеет делать — и не за счёт возможностей ноутбука.

Команде, мечтавшей о создании «ноутбука без компромиссов», в прямом смысле пришлось вернуться к чертежной доске. Им нужно было сделать ноутбук, который отлично выглядел, поддерживал ввод посредством стилуса и прикосновений, отличался крутыми характеристиками, да ещё работал бы и в «планшетном» режиме. Даже после сложнейших математических расчетов это казалось невозможным. Грёне говорит: если в верхней части устройства располагается планшет, который весит один фунт, то для него нужна база весом в один фунт плюс что-нибудь ещё. Производительному планшету требуется тяжелая база, а в результате получится тяжелый ноутбук, который никому не придется по душе — если только вы не сделаете что-то безумное: например, база будет больше после того, как вы раскроете устройство.

Решением стал шарнир — будучи разложенным, он удлинял базу лэптопа и защищал конструкцию от опрокидывания. В результате конструкция, говорит Грёне, становилась стабильнее и легче («на сотни граммов»). В доказательство своих слов дизайнер достает старые прототипы, которые ощущаются как «кирпичи».

microsoft-surface-book-2.0

После того, как ноутбук научился «стоять», начались работы над отделением экрана. Здесь нужно было постараться — никто не хочет, чтобы пользователь, которому понравится Book, был разочарован из-за того, что дисплей… отваливается тогда, когда не надо.

Существуют сотни рычагов, переключателей и ползунков, отделяющих одну вещь от другой. Команда Surface не хотели иметь с ними ничего общего — ведь это, по словам Паная, «clickety-clack», знакомое каждому «кликание». Участники проекта влюбились в технологию muscle wire — разработку, меняющую форму в зависимости от давления или электрического разряда. Шёк показывает неуклюжий прототип из магния, который умеет делать только одну вещь — отделять и подключать экран. Она нажимает кнопку — и ряды «мыщц» под давлением подаются вниз. Это ключевой элемент механизма, и выглядит это невероятно элегантно. Наблюдая за процессом Шёк и Панай сразу же светлеют в лице. Девушка признается:

«Когда всё заработало, это был какой-то волшебный момент».

Несколько раз Панай почти дословно повторяет слоган Apple «На каждое «да» приходится тысяча «нет». Иногда сказать «нет» легко, иногда — очень трудно. Так было и с отсоединением экрана Surface Book от клавиатуры. Кто-то предложил действительно крутую идею: пользователь делает свайп по нише для пальца (она находится в крышке, за неё мы поднимаем крышку и раскрываем ноутбук). А когда всё готово, загорается зеленым цветом небольшой светодиод. Клик — и экран уже у вас в руках. Очень, очень круто — для маркетинга. А для самого продукта — полная глупость, ведь при всем желании нельзя было исключить вероятность случайного нажатия. Скрепя сердце, отказались. В финальной версии есть одна клавиша в верхней правой части клавиатуры. Её нужно удерживать в течение одной секунды — чтобы не было того самого случайного нажатия. Это может сделать даже пятилетний ребенок, и это не преувеличение — Панай всё проверил на своих детях :).

151020_IanBates__333-1024x819

Ноутбук — и больше, чем ноутбук

151020_IanBates__325-1024x819

Работы над Surface Book велись два с половиной года. Из них два года он существовал в чертежах команды инженеров, полтора — в бесчисленных прототипах. Ещё девять месяцев назад никто, кроме команды Surface, его не видел. Потом Панай все-таки показал его руководителям компании по их же просьбе. Менеджеры увидели соединительный механизм, клавиатуру и экран.

«Они сказали: «Вау!».

А потом Панай снял экран.

Все в комнате, включая Сатью Наделлу, просто обалдели.

«Это было очень похоже на волшебство», говорит Панай.

А еще это была одновременно и игра, и тест. После презентации Панай решил, что будет говорить людям о своём детище исключительно как о ноутбуке.

«А потом, когда люди посмотрят на него и скажут, что он до последнего пенни оправдывает себя как ноутбук… мы дадим им гораздо больше».

Даже когда начались «смотрины» Surface Book у партнеров и ритейлеров, Панай никому не говорил ни слова о том, что экран — съемный. Дошло до того, что функцию на время отключили, а клавишу убрали с клавиатуры. Примерно за месяц до презентации об этой особенности знали только имевшие доступ к проекту сотрудники Microsoft и — по случайному стечению обстоятельств — члены семьи.

Surface Book, говорит Панай — не устройство первого поколения. Это результат всего того, чему он, его команда и Microsoft научились за последние пять лет. Как делать сенсорные экраны, стилусы, клавиатуры и трекпады. Как выглядит провал, и как смотреть вперед, даже когда твой продукт приносит компании «минус» в $900 млн.

STORY-16-9-151020_IanBates__379-1024x683

Surface Book уже поступил в продажу. Количество предзаказов впечатляет — по словам Паная, ноутбуки продаются быстрее, чем их успевают выпускать. Он прекрасно понимает, насколько важен этот девайс для бизнеса Microsoft, особенно на фоне Surface Pro 3 и 4, которые и придали линейке Surface первый реальный импульс. Но, как только речь заходит об этом, он отвлекается на станок с ЧПУ, который фрезерует нижнюю панель Surface Book. Мгновение Панай просто смотрит на то, как машина снова и снова режет металл, чтобы сформировать разрыв для антенны. Неподалеку другая машина работает над прототипом нового смартфона. В Building 87, к слову, есть и засекреченные помещения, в которых находятся новые устройства. Их Панаю тоже нужно проверить.

Но прежде чем уйти, он хочет поговорить ещё об одной вещи: маленьких прямоугольных отверстиях для охлаждения по краям экрана Surface Book.

surface-book-profilПосмотрите на них — и увидите, что все промежутки между ними сделаны на одном и том же расстоянии. Если бы пришел экземпляр, где промежуток был бы сделан не так, как надо… тут Панай умолкает, а Шёк начинает хохотать. Это вовсе не гипотетическая ситуация. Из-за этого происходили настоящие сражения — а за ними последовала большая работы по исправлению мелкого недостатка, который, скорее всего, никто бы и не заметил. Панай и его команда, образно выражаясь, хотят покрасить забор и с обратной стороны. Когда журналист спрашивает, зачем, он на мгновение задумывается. Затем пожимает плечами:

«Так и должно быть!».

151020_IanBates__147-1024x819

Система Orphus