Привычный нам бренд Windows Phone доживает последние месяцы — версия Windows 10 для устройств с диагональю менее 8 дюймов теперь называется… опять-таки Windows 10.
Журналист CNET Роджер Чен задается вопросом: сделает ли это ОС Microsoft для смартфонов более популярной?
«Microsoft надеется, что меньше — значит лучше», пишет Чен. В нашем случае «меньше» — это приставка «Phone». В Редмонде уже подтвердили, что откажутся от бренда Windows Phone в пользу названия для своей операционки нового поколения — Windows 10. Мысль понятна: компания уже не раз заявляла, что готовит единую ОС для всех своих продуктов, вне зависимости от типа устройства или размера экрана, вот и практическое воплощение «красивых слов». В Microsoft считают, что благодаря такому «семейному» подходу потребители наконец-то заинтересуются мобильными решениями на Windows.
«Хуже не будет», отмечает Роджер. Ведь в третьем квартале 2014 года ОС Windows Phone занимала «ничтожные» 2,9% мобильного рынка (данные IDC). Для сравнения, у Android — 84%, у Apple — почти 12%.
Каролина Миланези, аналитик Kantar Worldpanel:
«Я думаю, использование названия Windows 10 — правильный шаг. Это одна Windows с единым пользовательским опытом, которая адаптируется к [разным] форматам, но [в целом] остается неизменной».
Улучшения и новые «фичи» (подробнее о них — здесь) — это здорово, но у Windows для смартфонов по-прежнему много проблем. Это количество (и качество) приложений — здесь платформе по-прежнему далеко до iOS и Android. Кроме бывшего мобильного подразделения Nokia, почти никто из производителей не поддерживает платформу Microsoft. Смартфоны на Windows Phone не очень-то любят салоны сотовой связи — их мало, и в магазинах они стоят не на лучших местах.
Как полагает Миланези, Windows 10 — первый реальный шанс наконец-то избавиться от этих проблем. Стратегия Microsoft по укреплению Windows-сервисов на РС, возможно, мотивирует пользователей присмотреться и к смартфонам на Windows 10.
Ставка не на ту систему
… Ничего не напоминает? Подобный описанному выше подход Microsoft использовала в недавнем прошлом, при запуске Windows Phone 8 в 2012 году. ПК на Windows 8, смартфон на WP8, похожий интерфейс… Был и флагманский супер-девайс — Lumia 1020, заинтересовавшая многих своей 41-мегапиксельной камерой. В июле 2013 года американский сотовый оператор AT&T обещал, что 1020 станет его ключевым устройством для продаж в период back-to-school (после летних каникул).
Но — не получилось. Мало кому понравилась Windows 8, пользователи не приняли главную «фишку» системы — оптимизированный под сенсорные устройства «плиточный» интерфейс.
По состоянию на декабрь 2014 года на Windows 8 / 8.1 работает всего 13,5% Windows-компьютеров. Большая часть — 56,3 процента — по-прежнему остается на Windows 7 (данные Net Applications). Поэтому не было и гало-эффекта, а, следовательно, не выросли продажи похожей на «старшего брата» WP8. Мобильной Windows не помог даже значимый апгрейд середины 2014 года (чего стоит один голосовой помощник Cortana).
Windows 10 — совсем другое дело, говорит Миланези:
«Windows 10 улучшит положение и с приложениями, и с осведомленностью пользователей — тем, чего мы ждали от Windows 8, но чего так и не случилось».
«Бюджетный» вектор развития — «работает» ли это?
Впрочем, у Windows Phone был и один момент со знаком «плюс» — бюджетные смартфоны на этой платформе рынок принял в целом неплохо. Microsoft почувствовала тренд — в апреле 2014 года на конференции Build было объявлено об отмене лицензионных отчислений для производителей Windows-устройств диагональю менее 9 дюймов. Производители также получили возможность быстро создавать Windows Phone-аналоги своих Android-смартфонов.
В производстве собственных смартфонов Microsoft теперь делает ставку на бюджетные устройства — компания пытается закрепиться на самом растущем сегменте мобильного рынка. Неслучайно Microsoft начала год с анонса двух новых «бюджеток» — Lumia 532 и Lumia 435.
Пока, правда, это не помогает. В 2014 году Windows Phone не приобретал, а терял долю рынка — с 3,6% в 2013-м до 2,9% в прошлом году. К тому же, в погоне за бюджетными устройствами Редмонд забыл о топовых девайсах. Последний по-настоящему яркий, вышедший с помпой смартфон на Windows Phone — Lumia 1020. Вице-президент мобильного подразделения Microsoft Джо Харлоу уверяет — это ненадолго, корпорация намерена конкурировать и в бюджетном, и в флагманском сегментах.
Windows 10 — новое начало
В случае с Windows 10 у Microsoft появился ещё один шанс удовлетворить свои мобильные амбиции. Ранние версии системы понравились пользователям — главным образом потому, что компания вернулась к проверенным временем элементам вроде меню «Пуск». Редмонд также взял лучшее у своей мобильной системы (речь, конечно же, о Cortana).
Теперь дело за маркетингом. Чтобы наконец-то сделать Windows (Phone) популярным, недостаточно яркой, но непродолжительной маркетинговой кампании. Роджер Энтнер, консультант Recon Analytics:
«Если Microsoft хочет сделать это [Windows 10 для мобильных устройств] успешным, им потребуется круглогодичная [маркетинговая] поддержка. Им нужно будет показать, что она — победитель, представить её как простую систему. Сегодня пользователи не относятся к ней как к реальной возможности».
***
Что ж, таково мнение одного журналиста (и двух аналитиков). А что о будущих продажах Windows 10 для смартфонов (лучше / хуже, такие же, как и сегодня) думаете вы, уважаемые читатели?