Перед вами — третья часть спецпроекта W7Phone.ru, посвященная преодолению стереотипов и предубеждений относительно мобильной операционной системы Windows Phone. Тема выпуска — Metro (Modern) UI


Начнём с поправки относительно второй части. Как стало известно 25 февраля на мероприятии Nokia Press Conference, на сегодня в экосистеме ОС находится 130 тысяч приложений (а не 150 000, как сообщалось в конце 2012 года). В прошлый раз мы поговорили о количестве; теперь посмотрим на их «внешность».

В нашем понимании, «качественное» приложение для Windows Phone — это Metro-интерфейс (в большинстве случаев; возможны и исключения), стильная и минималистичная иконка приложения/игры и достойный функционал, как минимум не уступающий конкурирующим платформам — iOS и Android.

Metro (Modern UI): история создания и основные принципы

Истоки интерфейса Windows Phone следует искать в принципах Интернационального типографического стиля (также известен как «швейцарский стиль», Swiss Style), созданного в Швейцарии в 50-е годы прошлого века. Швейцарский стиль провозглашает верховенство удобных для чтения и строго-изящных шрифтов. Swiss Style — это асимметричность элементов, наличие сетки (назначение — идеально точная расстановка элементов на «их» места), шрифты без засечек, выравнивание текста по левому краю, «рваный» правый край и предпочтение фотографии рисунку или иллюстрации. Примеры:

Swiss Style
Swiss Style

 

Swiss Style
Swiss Style

 

В этой связи нельзя не упомянуть о семействе шрифтов Segoe, созданных Стивом Мэттисоном и затем лицензированном Microsoft:

Segoe
Segoe

 

Отказаться от оформительных «излишеств» призывает и направление в промышленном дизайне, прикладном и изобразительном искусстве Bauhaus («баухаус», ударение на первой «а»). Windows Phone вполне согласуется с философией «чистых», прямых простых линий и минимума деталей, которые «приносятся в жертву» главной цели баухаус-дизайнера — функциональности. Посмотрите на каталог мебельного магазина Ikea — это «родственник» Windows Phone.

 

Эксперт по стратегическим технологиям Microsoft Константин Кичинский называет третий, более современный элемент — Motion Design. Это, пишет Кичинский,

«…совокупность техник и приемов, направленных на поддержание связей и переходов между экранами и состояниями, добавляющих жизни в статичный интерфейс и опирающихся на привычное нам восприятие пространства и движения».

Иными словами — это то, что вы видите в любой «живой иконке» на Windows Phone.

Но настоящим вдохновителем дизайнеров Microsoft выступил текстово-графический «язык», применяющийся в общественном транспорте. Кое-что удалось «подсмотреть» в King County Metro — автобусах транспортной компании, обслуживающей Сиэттл (в этом американском городе находится и одна из штаб-квартир Microsoft). «Плитки»-«указатели» отображают только важный и полезный для пользователя контент, о котором ему следовало бы знать. Дорожный «кирпич» — это тоже «родственник» Windows Phone.

Первое появление Metro UI, Windows Media Center:

Metro UI в Windows Media Center
История Metro UI: первое появление в Windows Media Center

 

«Второе пришествие» — Zune:

История Metro UI: Zune
История Metro UI: Zune

 

А вот и Windows Phone:

История Metro UI: Windows Phone
История Metro UI: Windows Phone

 

Что же получилось у Microsoft в Windows Phone, а затем — и в Windows 8? Каково внешнее и внутреннее наполнение Metro? На этот вопрос легко ответит каждый владелец WP-смартфона. Седьмая и восьмая версии мобильной ОС Microsoft построена вокруг «плиток»-«иконок» Live Tile. Это — привнесенные в мир мобильных телефонов информационные табло, знаки, вывески, выполняющие функцию трансляции текстовой и графической информации. Решение Microsoft интересно сразу по нескольким критериям:

— Metro Tile, возможно — лучший вариант для сенсорного дисплея. Большие размеры «плиток» (два из трех доступных) позволяют пользоваться смартфоном «на ходу» и при ослабленном зрении с бОльшим комфортом;

— Motion Design «оживляет» происходящее на экране, привнося на рабочий стол своего рода «движение»;

— «Внутри» классическая Metro-программа примечательна своими приложениями-«панорамами» с их горизонтальной навигацией, боковым пролистыванием, использованием Tile-элементов. Влияние минимализма ярко проявляется в меню-«многоточии», которое вызывается и убирается по желанию пользователя. Как представляется, это решение также направлено на упрощение взаимодействия пользователя и приложения.

Кинопоиск для Windows Phone - приложение-панорама
Кинопоиск для Windows Phone — приложение-панорама

 

Всегда ли хорош Metro-интерфейс? Нет. Можно назвать как минимум одну сферу применения, где «плитки» скорее портят картину, чем делают её лучше. Дизайнер Microsoft Е. Гаврилов:

«- Как Вы относитесь к стандартизации дизайна? Что думаете о том, что сейчас появляется всё больше сайтов и продуктов, которые так или иначе походят на Metro UI (Windows 8 Style UI).

— Я думаю, что это нормально. Если люди понимают, что они делают. Например, на конференции Design Camp, которая проходила в Москве, мне задали вопрос: «Мы делаем приложение в метро-стиле для детей 3-5 лет. Помогите нам сделать его!». Спрашивается, а зачем вам делать это приложение в Metro-стиле? Если вы делаете приложение для детей, то нужно, чтобы оно было красочным, динамичным, ярким. Зачем ребенку показывать приложение, которое не вызовет у него никаких эмоций и ассоциаций с объектами из жизни? Нужно понимать, где язык дизайна Windows 8 UI может принести максимальную пользу. Взрослому пользователю нужен контент, а ребенку нужно яркое приложение, которое было бы красочным, красивым, мигающим. Нужно ориентироваться на целевую группу, при создании метро-приложения или сайта. Metro – это отнюдь не универсальный язык, он не будет работать в областях, где нужно что-то красочное. Но зато он отлично работает в областях, где нужно акцентировать внимание человека на контенте».

Закономерная цитата в свете сказанного выше относительно источников вдохновения Metro. Вы также можете привести примеры неудачных, на ваш взгляд, примеров применения Metro в комментариях к этому материалу.

Теперь — несколько слов «о наболевшем» — проблемах приложений для WP.

Основные недостатки приложений для Windows Phone

Первый из них связан с «догоняющей» ролью экосистемы Windows Phone относительно конкурентов. Действительно, примерно до 2014 года перед WP стоят две задачи: набора качественных приложений и повышения интереса со стороны разработчиков программ и игр. Иными словами — нужно если не «перегнать», то хотя бы «догнать» «Америку» в лице iOS и Android. К сожалению, в ходе «догонялок» выявилась неприятная особенность, речь о которой пойдет ниже.

Не все разработчики считают нужным применять принципы Metro при портировании своих программ на WP. Подчас это обосновано (например, Relax Melodies), подчас — нет (здесь, думается, каждый сможет привести как минимум один собственный пример). Особенно печалит отношение многих разработчиков к «лицу» приложения — «плитке» для стартового экрана. Очевидны неуместные «реверансы» в сторону операционных систем с радикально иным подходом к пользовательскому интерфейсу и «иконке» в частности. Антипример:

Иконки приложений для Windows Phone - антипримеры
Иконки приложений для Windows Phone — антипримеры

 

«Не отстают» и интерфейсы «фонариков»; налицо — явное пренебрежение принципами Metro:

Интерфейс приложения для Windows Phone - антипример
Интерфейс приложения для Windows Phone — антипример

 

Удивляют и огорчают ошибки иного рода — некачественно сработанные, не всегда различимые подписи:

 

С трудом читаемое название приложения NewsRus
С трудом читаемое название приложения NewsRus

Windows Phone — это синоним слова «минимализм». «Яркие», «пёстрые» иконки ведут к диссонансу на стартовом экране, на котором волей-неволей собрано немало системных приложений со строгим оформлением плитки.

Возможный пример того, как должен выглядеть уже упомянутый фонарик:

Иконка приложения для Windows Phone - пример
Иконка приложения для Windows Phone — пример

Два примера удачных интерфейсов для WP-приложений (программы для занятий спортом):

Endomondo
Endomondo

 

Caledos Runner
Caledos Runner

 

Остается только догадываться, чем именно вызвано желание «прямого» порта с iOS на Windows Phone без учета особенностей последней. Идет ли речь о желании заработать «быстрые деньги? Или язык дизайна iOS столь сильно укоренен «в головах» девелоперов, что Metro-Message остается ими непонят и не услышан? Быть может, речь идёт о технических трудностях? «Знающие люди» пишут: цензоры Microsoft полагают, что подобный контент «отфильтруют» низкими оценками сами пользователи.

«Кто виноват», ясно. «Что делать»? Когда будет «количество», и когда оно перейдет в качество? Иными словами,

Когда будут «хорошие» приложения?

Начнём с «подвопроса». Чего не хватает пользователям «для полного счастья»? Торстен Хайнс, CEO BlackBerry, недавно отмечал: первоочередная задача для компании-разработчика ОС заключается не в том, что быстро «нагнать» значимое количество приложений, а в наличии качественных продуктов. Сложно спорить с мнением человека из индустрии мобильных технологий. Действительно, как представляется, лучше иметь десять-пятнадцать нужных программ и пару качественных игр на смартфоне, чем сотни тысяч ненужных приложений в Магазине — приятных с точки зрения «цифири», но совершенно бесполезных ввиду низкого качества.

Еще в октябре на презентации Windows Phone 8 топ-менеджер Microsoft Джо Бельфиоре объявлял, что на Windows Phone нет всего четырёх приложений из 50 самых популярных на платформах-конкурентах. А чего не хватает российскому пользователю?

Реакция читателей W7Phone.ru на соответствующий вопрос во второй части «Почему Windows Phone?» неделю назад показала: де-факто нашим посетителям в массе своей не хватает всего нескольких программ: Instagram, 2ГИС и приложения для работы с услугами Сбербанка (которое официальный сайт организации обещает в скором времени), а также некоторых популярных игр. Традиционны и претензии по поводу «засилья» Internet Explorer, отсутствия качественных альтернатив аудиоплееру, отсутствие программ «по интересам» — например, качественного аудио-плеера с богатым функционалом и большого выбора достойных игр и программ в целом. Эту «детскую» болезнь ОС ещё надо преодолевать.

Есть претензии и к «функционалу» приложений — на примере официального Twitter-клиента можно видеть, что отношение к Windows Phone по «остаточному» принципу только начинает уходить. С другой стороны, можно назвать и уникальные по количеству и качеству функций приложения. К их числу можно отнести программы, созданные «отечественной промышленностью» — Вклиент и Tweet It!, а также, к примеру, необычную и очень качественную игру Contre Jour. Хотите «внятный» минимализм? Чем плоха украинская «казуалка» Alone at War? И достойные программы, и хорошие игры на WP уже есть; радует и их «происхождение».

Конечно, наша выборка не до конца отвечает критериям репрезентативности. Но на основе отзывов читателей, собственных наблюдений можно сделать не претендующий на истину в последенй инстанции вывод: сегодня речь идёт о «нехватке» максимум 3-4 «жизненно необходимых» приложений (к слову, существует немало «клонов» того же Instagram) и нескольких программ/игр, без которых пока, что называется, «можно жить». Статистики утверждают: после первого знакомства с платформой, подстройки устройства «под себя» интерес к познанию глубин магазина приложений заметно снижается. Наступают «будни», когда интерес есть только к действительно интересным играм и программам, либо нужно найти приложение для какой-либо новой задачи (например, расписание электричек). Мы будем рады услышать ваше мнение по вопросу количества приложений, которыми вы активно пользуетесь на вашем смартфоне!

Мы начали этот материал с цифры в 130 000 WP-приложений. Это лишь на 10 тысяч App’ов больше, чем в октябре 2012 года. Когда произойдёт долгожданный качественный прорыв? Не стоит забывать, что создание приложений — долгий и сложный процесс. Портал WP7Rocks только в качественном портировании программ и игр с других ОС на Windows Phone выделяет десять этапов и отмечает, что разработка не является главным из них. «Цена вопроса» — в среднем около $18 000. Время может достигать одного года — именно столько потребовалось разработчику WP-игры, рассказавшему о собственном опыте на страницах Хабрахабра. Если учесть, что SDK Windows Phone 8 был получен разработчиками лишь в последний день октября 2012 года, то и «вала» игр и программ можно ожидать во второй половине 2013 года.

Позитивные изменения, впрочем, видны уже сейчас. Если взглянуть на новости о релизах ожидаемых игр и программ за последнее время, можно заметить: «белых пятен» становится всё меньше:

— Масштабный редизайн официального Twitter-клиента для Windows Phone, в целом получивший положительные отзывы владельцев WP-смартфонов;

Выход WP8-версии Asphalt 7;

Windows Phone-релиз популярного на iOS, Android, Symbian шведского музыкального сервиса Spotify;

Приложениям — быть 🙂

Расскажите о своем отношении к Windows Phone-приложениям! Сколько их у вас? Какие из них «трудятся» каждый день? Как вам предложенный разработчиком функционал?

 

Почему Windows Phone? Вопросы и ответы. Часть I

Почему Windows Phone? Вопросы и ответы. Часть II

P.S. Главными действующими лицами следующего выпуска нашего «марафона» станете вы, друзья. Впечатления от использования ОС, сравнение Windows Phone с платформами-конкурентами, интересные «фишки» WP, о которых вы рассказали нам — через неделю.

В материале использованы материалы Хабрахабр, англоязычной Wikipedia, Techdays, WP7Forum, Intuit,  Softodrom, WP7Rocks, Windowsphone

Предыдущая часть «Почему Windows Phone? Вопросы и ответы», следующая часть «Почему Windows Phone? Вопросы и ответы».

Система Orphus